Ижевский пруд


Иже́вский пруд[2][3] (Ижевское водохранилище[4][5][6]) — искусственный водоём, созданный в 1760 году. Расположен на территории города Ижевск, столицы Удмуртии.

Кроме реки Иж, на которой устроен пруд, в него впадают реки Малиновка[7][8], Пазелинка, Подборенка, Шабердейка[2][7] и ручей Пионерский[9].

Пруд был запружен на реке Иж 10 апреля 1760 года для обеспечения работы двигателей Ижевского железоделательного завода (ныне заводы Ижсталь и Концерн Калашников). Несколько сотен крепостных крестьян из окрестных деревень, приписанных к Ижевскому заводу, по заранее размеченным линиям выкопали 4 траншеи глубиной и шириной в сажень (2,16 м). Каркас плотины был сколочен из сосновых и дубовых брёвен, их стягивали железными полосами, болтами и обручами, пустоты заполняли глиной. Первоначально плотина представляла собой земляную насыпь с фундаментом из глины. За три лета крестьянами было свезено к Ижу 13 159 кубических саженей глины, то есть не меньше 60 тысяч тонн. Береговые укрепления представляли собой ряд шпунтовых свай с обвязкой их продольными брусьями[10][11]. В плотине были созданы главный ларевый прорез, через который вода подавалась на наливные колёса цехов завода, и малый ларевой прорез, по которому вода подавалась на лесопилку, а также прорезы-«вешняки» для стока весенних вод. В 1763 году пруд был окончательно запружен, впервые были подняты заслонки лагерей.

В 1773 году академик Паллас во время визита на Ижевский завод дал высокую оценку плотине[12]. 27—28 июня 1774 года захватившие завод пугачёвцы подожгли плотину: сгорели водяные колёса и лари, а также стоявшие около плотины кричные фабрики и пильные мельницы. На восстановление плотины понадобилось 5 лет[10].

Пруд использовался для перемещения древесины, сплавлявшейся по Ижу. Плоты заготавливали в районе Воложки, после чего сплавляли к заводу[13].

После начала строительства оружейного завода в 1807 году возникла потребность в большем уровне прудовой воды. Плотина была удлинена до 303 сажен (646,6 м) и расширена до 14 сажен (30 м). Со стороны пруда по всей длине плотины забили сваи, которые были затем обвязаны продольными брусьями[14]. В 1834 году был укреплён верхний слой плотины, а затем поверх гребня плотины было построено каменное шоссе с водостоками и каменные тротуары для пешеходов[15]. Вдоль берегов пруда были проложены улицы, быстро росла городская застройка, дальнейшая планировка городских улиц проводилась с привязкой к расположению пруда[10].