Иисус Христос — суперзвезда (фильм)


«Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) — кинофильм канадского режиссёра Нормана Джуисона, вышедший на экраны в 1973 году. Лента также является его единственной сценарной работой. Снят по одноименной рок-опере.

Киноверсия легендарной рок-оперы композитора Эндрю Ллойда Уэббера на стихи Тима Райса, снятая в жанре фильма-спектакля, разыгранного современными актерами на фоне живописных ближневосточных пейзажей. Помимо яркой музыки и вокала, фильм интересен необычной трактовкой сущности Христа и его учений, которая представляет собой альтернативу ортодоксальному христианству.

Фильм получился иллюстративным, предлагающим яркое освещение ключевых эпизодов биографии Христа, снятые на натуре в Израиле. Но привлекают аттракционные моменты, введенные Джуисоном в ткань повествования (мотив фильма в фильме, когда на студийном автобусе в пустыню приезжают актеры, чтобы разыграть этот спектакль про Христа; неожиданные кадры с танками вместо фаланг римских легионеров). Кроме того, оригинальна трактовка образа Иуды, роль которого исполняет чернокожий актёр Карл Андерсон.

Основным местом съёмок стал Авдат, архитектурный заповедник в пустыне Негев на месте древнего набатейского города в южном Израиле.

Идея производства фильма возникла у Нормана Джуисона после прослушивания концептуального альбома с рок-оперой Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда», который ему передал Барри Деннен. Альбом произвёл на Джуисона огромное впечатление: он писал как был «любопытно тронут» и «наполнен захватывающими визуальными образами», когда впервые услышал запись. Также он был поражён способностью этой оперы воплотить так много смыслов без разговорных строк[1][2]. Впервые Джуисон публично озвучил заинтересованность в режиссуре фильма, основанного на этом альбоме, в интервью на нью-йоркской премьере его фильма «Скрипач на крыше»: «Я представляю его как захватывающий инновационный фильм, повторяющий идею рок-оперы — только музыка и тексты, никаких диалогов».

Так как права на экранизацию мюзикла принадлежали MCA Records, Джуисон связался с президентом компании Лью Вассерманом, чтобы обсудить своё видение будущей картины. И, несмотря на то, что на роль режиссёра рассматривались и другие кандидатуры, именно идеи Джуисона и послужной список его предыдущих фильмов, повлияли на решение Universal[2]. После встречи всех заинтересованных лиц — Джуисона, одного из авторов мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и исполнительного директора Universal Pictures Неда Танена, кинопроект был окончательно согласован. Уэббера особенно впечатлил опыт Джуисона со «Скрипачом на крыше», как удачной адаптацией мюзикла на религиозную тему[1].