Иларион (Домрачёв)


Схимона́х Иларио́н (в миру Ива́н Ива́нович Домрачёв; около 1845, Вятская губерния — 1 (14) июня 1916, урочище Тёмные Буки, Кубанская область) — монах Православной Российской Церкви; богослов, автор книги «На горах Кавказа», послужившей источником возникновения имяславия[1].

Из духовной семьи. Окончил 4 класса духовной семинарии. Работал учителем. Стал монахом в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где провёл более 20 лет, заслужил схиму. По рассказу оптинского старца Варсонофия, был учеником старца Дисидерия.

Уехал на Кавказ, где жил преимущественно в уединении (был приписан к Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю). Совместно со своим учеником Владимиром Кирилюком написал книгу «На горах Кавказа», которая получила рекомендацию оптинского старца Варсонофия и была с дозволения цензурного комитета издана в 1907 году.

Согласно этой книге, автор встречает старца Дисидерия, который учит тайнам молитвы Иисусовой, на Кавказских горах, а не на Афоне. Книга имела большой успех и дважды переиздавалась (1910, 1912). Деньги на одно из изданий книги выделила Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. Тема книги — богословие имени Божьего, которое автор иллюстрирует словами Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Сам Бог». В дальнейшем эта фраза становится основой имяславия. После начала гонений на имяславие схимонах Иларион подвергался обвинениям в распространении «еретического учения», но сам отрицал обвинения в ереси.

Так, о. Иларион пишет: «Может ли быть что-либо без имени? Имя выражает самую сущность предмета и неотделимо от него». И опять: «Имя, выражая сущность предмета, не может быть отнятым от него… С отнятием имени предмет теряет своё значение. Это можно видеть…в простых вещах. Например, стакан… Назовите его другим именем, он уже не будет стаканом(!). Видите ли, как имя лежит в самой сущности предмета и сливается во едино с ним, и отделить его невозможно без того, чтобы не изменилось понятие о предмете? Отделите плоть от Сына Божия, Он уже не будет Богочеловеком, отделите имя Иисус от Него, и изменится наше понятие, какое мы соединяем с Ним, с сим Его именем. Если плоть Христова, бывшая до воскресения, как бы то ни было видимою, осязаемою, разделяет славу Божественного естества и приемлется едино с Богом, ради проникновения естества, то уже не остаётся никакого сомнения, что имя Его Иисус, как духовное невидимое, но познаваемое только умопредставлением, и по своей невещественности ближе к Богу, должно в нашем понятии, как бы ещё более, чем плоть, почитаться за едино с Богом».