Ильяс Цудахарский


Ильяс ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Амир ал-Цудахари (ал-Цудакари) ал-Аматхаркмаки ад-Дарги, или Ильяс Цудахарский (1829, Аметеркмахи, Акуша-Дарго — 1904/1905, Казань, Казанская губерния, Российская империя), — дагестанский ученый-суфий конца XIX века, внёсший существенный вклад в развитие теории и практики суфизма в Дагестане. Халидийский шейх накшбандийского тариката. В 1888 году сослан царскими властями в ссылку вглубь России, где впоследствии и умер от болезни.

Родился в селении Аматхаркмаки — отсёлке Цудахара — в семье свободного узденя Мухаммада. Сведения о датах рождения и смерти противоречивы. Согласно письмам современников из его родного села — он родился в 1829 году. По данным, озвученным на конференции памяти Ильяса[⇨], он родился в 1836 и умер в 1904—1905 годах. Как указывает исследователь Магомед Абдуллаев, другие источники указывают 1827 и 1908 года соответственно[1].

Помимо родного даргинского языка, Ильяс знал также кумыкский и арабский. В Цудахаре занимался изучением исламской юриспруденции у Ильяса сына Алибека. Как пишет сам Ильяс, он изучал науки в даргинских сёлах Акуша, Муги, Урахи[2][1]. Позже проходил обучение также в сёлах Кака-Шура и Доргели[3]. Впоследствии Ильяса заинтересовал накшбандийский тарикат, для изучения которого он стал учеником Ахмеда-Хаджи из Дангули, позже он начал обучаться у Абдурахмана-Хаджи ас-Сугури[4], от которого получил иджазу накшбандийского тариката[5].

После смерти Абдурахмана Ильяс стал открыто проповедовать тарикатское учение. К нему отовсюду стекался народ. Его учеником был и шейх Али-Хаджи Акушинский[6]. Царская администрация видела в подобной народной популярности шейха возможность очередного антироссийского восстания, из-за чего в 1888 году Ильяс и ещё 5 шейхов (Мухаммад-Хаджияв Османов из Кикуни, Абдаллах Хаджияв из Гимры, Сулайманхаджжи из Апши, Узун-Хаджи из Салта, Муса Хаджияв из Кукни) были арестованы и сосланы вглубь России[7][6].

В архивной справке об аресте Ильяса-Хаджи сказано, что он был сослан в отдалённые места Сибири «за распространение среди населения Дагестана мусульманского учения „тарикат“ и вызывающего крайнее развитие религиозного фанатизма». После ходатайства они получили разрешение на водворение в одной из внутренних губерний, была предназначена Самарская губерния. В справке также описывают Ильяса: «От роду 60 лет, женат, аттестован как „хороший“»[6].

Как пишет Назир ад-Дургели, во время ссылки к нему шли люди со всех концов Дагестана, Казани и других мест. Он дружил с учёными шейхами Казани, Татарии. Исмаил Гаспринский, редактор газеты «Тарджуман», послал ему письмо, в котором он хотел знать о способе переписки Корана мелкими буквами, размером с ладонь. Ильяс ответил на это согласием и отправил в его адрес стихи, выразив благодарность. После этого маленький Коран, который отпечатали в Бахчисарае, получил широкое распространение в других областях[5].