Имаи, Тадаси


Тадаси Имаи (яп. 今井 正 Имаи Тадаси, 8 января 1912, Сибуя, Токио22 ноября 1991, Сока, префектура Сайтама) — известный японский кинорежиссёр и сценарист «левого» толка, видный представитель социал-демократического направления в японском кино[3][4][5], известный рядом значимых социально-реалистических кинокартин, отражающих такие общественно значимые социальные проблемы Японии, как труд на износ (см. кароси), безработица, махинации компаний-монополистов, несправедливость суда, жестокость полиции и т. п. Общественный деятель-коммунист, лауреат Премии Мира от Японского комитета защиты мира (1951)[6].[4][5][7]

Тадаси Имаи родился в токийском районе Сибуя; его отцом был священник буддийского храма, давший сыну традиционное воспитание.

Учился на историка в Токийском университете[4][5], однако в этот период также увлёкся идеями марксизма и вступил в молодёжную коммунистическую организацию; участие в радикальных акциях привело к его нескольким арестам и, в конце концов, лишило его возможности закончить образование[8]. Впоследствии Тадаси Имаи стал членом компартии Японии.

В 1935 году Имаи начал деятельность в кино на позиции помощника режиссёра в J.O. Studio, что было, по крайней мере, отчасти вынужденной мерой из-за большей трудности устроиться в другие места по неблагонадёжности[4][5]. Собственная режиссёрская работа началась с 1939 года, в период 2-й мировой войны, и её начало включало несколько картин на заказ, имевших националистическую направленность и противоречащих собственным убеждениям режиссёра.

Первые его значимые ленты появляются после 1950 года, начиная со снятого на основанной Имаи киностудии «Синсэй эйга» фильма «А всё-таки мы живём!» (1951) — первой японской киноленты, снятой независимо от крупных студий с большим капиталом[9][10] и делая его известным, несмотря на цензуру и попытки запретить творчество Имаи как коммунистическую пропаганду, как в самой Японии, так и за её пределами, включая Советский Союз[11].

Многие фильмы Имаи посвящены той или иной острой социальной проблеме страны. Упомянутый выше фильм «А всё-таки мы живём!» сочувственно рассказывает о судьбе безработного, всеми силами пытающегося обеспечить семью хоть горсткой риса, осуждая современный ему японский режим[11][12]. Трёхсерийная картина «Мутный поток» (1953—1954) и отчасти «Повесть о жестокости бусидо» (1963) показывают жёсткость и жестокость японской феодальной системы[10]. Ряд фильмов носят антивоенный характер.