Имамат Оман


Имамат Оман (также известно название Oman Proper (англ., буквально — «Настоящий Оман», «собственно Оман», общепринятого русского аналога нет); ар. عُمان الوسطى ʿUmān al-Wusṭā) — историческая область в Омане и государство, существовавшее с давних времён до (с перерывами) 1957 года. Территория государства охватывала «внутренние» земли юго-востока Аравийского полуострова, вдали от Маската, за горной системой Джабаль аль-Ахдар, столицей был город Назва, центр современной минтаки Омана Эд-Дахилия. Наряду с Маскатом и Дофаром эта область была частью Оманской империи, а затем — британским протекторатом. После дворцового переворота 1970 года термин «Оман» употребляется исключительно по отношению ко всему современному государству, находящемуся во власти султана Маската, за исключением эксклавов Мусандам и Мадха.

Территорией «настоящего Омана» управляли имамы-ибадиты, которые нередко осуществляли в регионе как светскую, так и духовную власть. Их власть продолжалась около тысячи лет, будучи основанной на законах шариата; это был единственный регион, где правили именно ибадиты, а не сунниты или шииты. Иногда войска имамов Омана устанавливали контроль над соседними территориями, находясь в постоянной конфронтации с султанами Маската. В конце XIX века над имаматом Оман, как и над султанатом Маскат, был установлен британский протекторат, причём имамат формально занимал подчинённое отношение к султанату, но власть англичан и султана на территорию имамата почти не распространялась.

В 1911 году Салим ибн Рашид аль-Каруси поднял восстание при поддержке племён области «настоящего Омана» против султана Маската и был провозглашен имамом Омана 24 мая 1913 года. Это событие привело к началу войны, которая длилась с 1913 по 1920 год. При посредничестве Британии в 1920 году был подписан Себский договор, которые закреплял создание автономного (а по сути — независимого) государства-имамата на территории «настоящего Омана», но и это не решило проблемы, поскольку он не признавал верховной власти султана и совместного управления территориями, а имам на деле являлся единственным источником власти в своей столице Назве и полностью самостоятельно управлял внутренними территориями. Салим скончался 23 июля 1920 года, его преемником стал имам Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абд Аллах аль-Халили аль-Каруси.