Императорская римско-католическая духовная академия


Римско-католическая духовная академия в Санкт-Петербурге — римско-католическое богословское высшее учебное заведение, действовавшее в 1842—1918 годах для просвещенного служения Церкви в виде пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности.

После закрытия в 1832 году Виленского университета из главной семинарии и богословского факультета указом императора Николая I (от 1 июля 1833) была образована Римско-католическая духовная академия. В 1842 году на базе переведённой в столицу из Вильно духовной католической академии была создана Императорская Римско-католическая духовная академия.

С 1842 года академия первоначально помещалась в Петербурге в здании, нанятом у купца Локотникова, между Ивановской и Грязной улицами, а с 1844 года переведена в особо для этой цели перестроенное здание по 1-й линии Васильевского острова, где и удостоилась посещения императора Николая I, который, утвердив её устав, возвысив ежегодный доход до 40000 руб. и подчинив ей все епархиальные семинарии империи, даровал название «Императорской». Освящена 22 июня 1844 года епископом Казимиром Дмоховским[1].

Академия готовила священнослужителей для католического населения Российской империи, в основном для Царства Польского. Курс обучения — четырёхлетний.

В академии преподавались курсы Святого Писания, библейской археологии, догматического, нравственного и пастырского богословия, канонического права, церковной истории, философии, гомилетики, патрологии, русской и латинской словесности, русской истории и языки греческий, еврейский, русский, французский и немецкий. В 1888—1889 учебном году было 58 учащихся.

В академии было назначено 7 профессоров, 4 адъюнкта и 3 лектора и открыты кафедры Св. Писания, библейской археологии и герменевтики; богословия догматического, нравственного и пастырского; логики и нравственной философии; церковной истории; гомилетики теоретической и практической с польскою словесностью; словесностей латинской, греческой и русской, всеобщей и русской истории и языков древнееврейского, французского и немецкого; преподавание происходило на латинском или на русском языках. Управление поручено «совету» (regimen), непосредственно подчинявшемуся духовной Римско-Католической коллегии и министру внутренних дел и состоявшему, под председательством ректора, избираемого министром, из двух суфраганов, или прелатов, представляемых Коллегией и утверждаемых императором, из инспектора, избираемого Коллегией и утверждаемого министром, двух профессоров из мирян, избираемых советом и утверждаемых Коллегией и эконома. Духовные предметы могли преподаваться лишь духовными лицами, прочие же предоставлялись преимущественно мирянам. В 1839 году академия получила право присуждать ученые степени: студента, кандидата, магистра и доктора богословия или канонического права (последние 2 степени с утверждением министра). Лишь докторам богословия или канонического права предоставлено право быть возводимыми в сан епископа и занимать высшие церковные должности.