Имперская трансантарктическая экспедиция


Импе́рская трансантаркти́ческая экспеди́ция 1914—1917 годов (англ. Imperial Trans-Antarctic Expedition) — вторая экспедиция под командованием сэра Эрнеста Шеклтона, целью которой было пересечение всего Антарктического материка в самом узком месте на дистанцию 1800 миль (2900 км)[1]. Проект пересечения всей Антарктиды разработал в 1904 году Уильям Спирс Брюс, но не имел средств реализовать его. Имперская экспедиция включала два отряда на кораблях «Эндьюранс» и «Аврора». Группа Шеклтона на «Эндьюранс» должна была подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать в заливе Фазеля[en] и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. Второй отряд, базируясь на о. Росса в проливе Мак-Мердо, должен был заложить склады для успешного возвращения отряда Шеклтона. В отличие от предыдущих британских экспедиций, в качестве транспортного средства на ледниках была сделана ставка на ездовых собак[2]. Было подано 5000 заявок для участия в экспедиции, в которой участвовало 56 человек — по 28 в каждом отряде. Из ветеранов экспедиций Шеклтона участвовали Фрэнк Уайлд, Энеас Макинтош, Эрнест Джойс, вновь были приняты фотограф Фрэнк Хёрли и моряк Том Крин[1].

«Эндьюранс» был зажат в паковых льдах и начал незапланированный дрейф, в ходе которого был раздавлен льдами и затонул, а «Аврора», которую сорвало с якорной стоянки в проливе Мак-Мердо, после затяжного дрейфа с трудом вернулась в Новую Зеландию. Команда Шеклтона сумела спастись без потерь, опираясь только на собственные силы. Из 10 человек, оставшихся на о. Росса, погибли трое. Поскольку экспедиция проходила во время Первой мировой войны, она оказалась практически незамеченной современниками. Ни одна из поставленных целей экспедиции не была достигнута, немногочисленными были и полученные данные, хотя множество ценных наблюдений предоставил дрейф «Эндьюранса» и «Авроры» в разных антарктических морях[3].

В анналах истории эта экспедиция стала примером профессионализма и выносливости полярников, сумевших выжить в экстремальных условиях; спасательная операция Шеклтона, добравшегося на шлюпке до Южной Георгии, стала одной из важнейших парадигм современного обучения лидерству[4]. Экспедиция считается последним великим путешествием «Золотого века полярных исследований», использующим технологии XIX века, когда ограниченная в ресурсах команда была полностью отрезана от внешнего мира[5].