Импровизированная бронетехника


Импровизированная бронетехника (броня)бронеавтомобили, которые оснащены бронезащитой которая изначально не являлась частью конструкции таких автомобилей и элементы брони такой боевой техники, добавленные в гражданскую технику для усиления защиты уязвимых мест, которые превращают ее в импровизированные боевые машины. Обычно импровизированная броня добавляется в полевых условиях или создается кустарными способом для покрытия нужд недостаточно оснащенной армии. Часто такая броня делается неквалифицированными людьми без реального понимания физических свойств материалов и боеприпасов, поэтому эффективность может быть низкой или отсутствовать вообще.

Когда это броня для ранее небронированных машин, она может делаться из неброневой стали, металлолома, поленьев и т. д. На бронетехнике довольно часто можно встретить самодельные кумулятивные решетки из металлолома, мешки с песком и т. д. Возможность использования материалов ограничивается только фантазией создателей и их доступностью: так известны случаи кустарного бронирования бетоном, металлическими цепями, частями уничтоженной бронетехники и т. п. Импровизированная броня может быть и достаточно сложной: композитной, разнесенной, динамической (имеется в виду полевая установка динамической защиты нестандартными способами).

Один из самых ранних примеров использования бронированных повозок в войне в качестве укрепления описан в китайской исторической Книге Ханьшу. Во время битвы при Мобэе в 119 г. до н. э. во время ханьско-хуннской войны знаменитый ханьский генерал Вэй Цин провел свою армию через утомительный экспедиционный марш через пустыню Гоби только для того, чтобы натолкнуться на основные силы Шаньюя Ичжисе, поджидавшие их там с целью окружить их. Используя бронированные тяжелые фургоны, известные как «Прочный военный фургон» (китайский :武剛車; пиньинь: wŭ gāng chē) в кольцевых построениях в качестве временных оборонительных укреплений Вэй Цин нейтрализовал первоначальные кавалерийские атаки хунну.

Средневековая европейская военная повозка была разработана во время гуситских войн около 1420 года гуситскими войсками, воевавшими в Богемии. Это была тяжелая повозка с защитными бортами сделанными из досок или даже из железа с проделанными в них амбразурами. «Экипаж» состоял из бойцов вооруженных пищалями, либо из отряда стрелков, лучников и арбалетчиков, поддерживаемых пехотой с копьями, пиками и цепами. Группы из них могли образовывать оборонительные сооружения, но они также использовались в качестве «наковальни» для зажимания в клешнях вражеской кавалерии. Это раннее использование огнестрельного вооружения и новаторская тактика помогли преимущественно крестьянской пехоте отражать атаки крупный отрядов Рыцарской конницы Священной Римской империи. После гуситских войн они остались в употреблении как специальное тактическое оружие «элитных» богемских наемников, которое давало им преимущество над рыцарями или пехотинцами.