Ингерманланд (линейный корабль, 1715)


«Ингерманланд» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, построенный по проекту Петра I, первый из кораблей одноимённого типа и один из любимых линейных кораблей царя. Во время Северной войны выступал в роли флагмана как российского, так и объединённого русско-датско-голландско-английского флотов, периодически ходил под штандартом Петра I.

Корабль был назван в честь земель, расположенных в устье Невы и известных под названием Ингерманландии, которые были отвоёваны у шведов в начале Северной войны[1].

Один из двух кораблей одноимённого типа[комм. 1]. Эти корабли были спроектированы Петром I, отличались хорошей огневой мощью, скоростью, мореходностью и пропорциональностью корпуса, также имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение[2]. Бывший учитель Петра I по корабельному делу Поль Клаас писал об «Ингерманланде»: «Корабль изряден пропорциею»[3].

Корабли этого типа были двухдечными с коротким баком. Длина кораблей составляла 46,25—46,3 метра[комм. 2], ширина — 12,8 метра[комм. 3], а глубина интрюма — 5,56—5,6 метра[комм. 4]. Численность экипажа судов могла достигать 470 человек[1][4][5].

Корма корабля была украшена резной композицией мифологического содержания, а на кормовом подзоре контртимберсов располагались изображения, взятые из изданной в 1705 году книги «Символы и эмблемата». Этот узор состоял из старого дерева с молодой порослью, бегущего с лавровой ветвью в зубах зверя и с трудом преодолевающей препятствия черепахи. В книге перечисленные символы сопровождались следующими описаниями: «Старый дуб обновляет надежду», «Победа любит прилежание» и «Терпением увидишь делу окончание». В орнаменте, украшавшем линейный корабль эти объекты символизировали надежду возрождения былой славы русских мореходов, первые победы флота и требующиеся для достижения успеха терпение и упорство[8].

Линейный корабль «Ингерманланд» был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 30 октября (10 ноября1712 года и после спуска на воду 1 (12) мая 1715 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Ричард Козенц[1][7][9][10].