Ингушские святилища и храмы


Ингушские святилища и храмы — уникальные памятники древней ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные религиозные культовые каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии.

Культовые памятники Горной Ингушетии весьма многочисленны. На территории современного Джейрахского района располагалось около 150 населенных пунктов[1]. За редким исключением они встречаются практически у каждого населенного пункта[2]. В своей классификации памятников материальной культуры ингушей известный советский археолог и кавказовед Е. И. Крупнов включил их в третью группу, как имеющие религиозный и культовый характер[3].

Древнейшими культовыми местами у ингушей являлись священные горы, скалы, пещеры, рощи, поляны и другие природно-географические объекты, с которыми в языческом сознании связывались места обитания божеств и духов. Наиболее почитаемые боги помещались, как известно, на вершинах гор. Эти древнейшие представления продолжали бытовать и в Средневековье. Такие культовые места располагались на Цейломе, у таких селений, как Верхний Джейрах, Фуртоуг, Духаргишт, Ляжги, Фалхан, Кейрах, Нижний Хули и других. В священных рощах запрещалась охота, рубка деревьев, сбор плодов и ягод. Использование каких-либо «даров природы» со священных мест допускалось только на религиозные праздники исключительно в культовых целях[2].

Одним из таких мест являлось урочище Елти-Корт, посвященное древнеингушскому богу охоты Елте. Оно находилось на высокой горе в окрестностях селения Гули (Гӏул). Урочище считалось священным. Там были, как пишет Семенов Л. П.: «грудой свалены рога оленей. Деревья, росшие на этом месте, нельзя было рубить из боязни навлечь на себя несчастье; запрещалось пасти скот — из боязни, что у коров и коз не будет молока». Во время засухи жители окрестных селений ходили в Елте-Корт для совершения молений о ниспослании дождя[4][5].

К особому роду культовых мест относились горные перевалы, где часто встречаются архитектурные памятники, в том числе культовые. Перевалы имели важное политическое, экономическое и культурное значение в жизни горцев-ингушей, являясь узловыми пунктами путей сообщения. Перевалы — связующее звено между разрозненными горными территориальныйми обществами, представляли собой своеобразный символ потенциального единства. Преодолев высокий перевал, житель обособленного ущелья попадал в такой же маленький мирок соседей, где у него были родственные, деловые и дружеские связи. На одном из важнейших перевалов горной Ингушетии, связывавших ее центр Галгайче с западными и восточными ингушскими обществами – Цейломе и Цориломе, вблизи ухоженных троп, располагались интересные культовые места, представлявшие собой огромные кучи камней. Согласно преданиям, каждый проходивший здесь горец оставлял небольшой камень и таким образом благодарил духов за удачно пройденный путь[6][7].