Индекс дистанции власти


Индекс дистанции власти (англ. Power Distance Index) — характеристика общества, которая описывает жесткость существующей в нем социальной иерархии и степень принятия такой иерархии членами этого общества. Индекс описывает не столько наличие иерархии, сколько ее влияние на взаимодействие между людьми и на функционирование социальных институтов[1]. Термин был введен в 1970-х годах нидерландским социологом Гертом Хофстеде на основе масштабного кросс-культурного исследования[2][3], проведённого им в 1967—1973 годах в более чем 70 странах мира.

Под иерархией в этом контексте понимается неравномерное распределение власти и полномочий внутри социальной группы[1], и индекс дистанции власти характеризует отношение членов социума к такой неравномерности — насколько члены общества, лишенные власти, принимают существующую иерархию и ведут себя в соответствии с ней.

Введение термина «индекс дистанции власти» свидетельствует об открытии важного кросс-культурного феномена. Исследование Хофстеде показало, что носители разных культур, даже находясь в рамках одних и тех же типов социальных иерархий (например, начальник — подчиненный, учитель — ученик, пожилой — молодой человек и др.), демонстрируют разное поведение и разные модели взаимодействия. Как показали дальнейшие исследования, эти культурные схемы имеют прямое влияние на эффективность работы организаций[4], производительность труда[5] и даже общественную безопасность[6].

Индекс, введенный Хофстеде, присваивает культуре (стране, народу, либо даже отдельной социальной группе внутри народа) сравнительное число, которое характеризует степень дистанцированности при взаимодействии людей, находящихся на разных уровнях социальной иерархии. Такая дистанция выражается в ряде характеристик, например:

Оригинальное исследование было проведено на сотрудниках компании IBM в более чем 70 странах ее присутствия. Изначально предполагалось, что корпоративная культура внутри одной и той же компании будет похожей для участников из разных стран, однако исследование Хофстеде дало противоположные результаты — выяснилось, что корпоративное взаимодействие представителей компании сильно различается в зависимости от страны, в которой они работают.