Индийский классический танец


Индийский классический танец — форма индийского исполнительского искусства, берущая свои истоки в натье — священном индуистском музыкально-танцевальном стиле, теоретическая основа которого была заложена в трактате Бхараты Муни «Натьяшастра» (IV века до н. э. — II век н. э.).

Помимо собственно танца — нритты, натья включает в себя пение и абхинаю — искусство мимики. При помощи языка жестов — мудры исполнитель имеет возможность не только выразить свои эмоции, но и рассказать зрителю историю, передать определённые, в том числе отвлечённые понятия. Несмотря на такую особенность классических индийских стилей, из-за отсутствия эквивалентного синтетического термина в европейской культуре, британские колониальные власти называли любые формы индийского исполнительного искусства «танцами», что в дальнейшем и закрепилось в европейской практике.

Определение «классический» (санскр. Шастрия) было введено сравнительно недавно[когда?] Национальной академией исполнительского искусства Sangeet Natak Akademi специально для обозначения стилей исполнительского искусства, базирующихся на принципах «Натьяшастры». В настоящее время Sangeet Natak Akademi присвоила статус «классический» восьми[1][2] танцевальным стилям: Бхаратанатьям, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Манипури, Мохиниаттам, Одисси и Сатрия, в то время как энциклопедия Британника упоминает только о шести признанных школах[3].

«Агама Нартанам» (Agama Nartanam), исполнявшийся внутри священного храма, относится к ритуальному танцу[малаялам]. «Натьяшастра» определяет этот тип танцевальной формы как танец душевного освобождения — «марги» (margi), отличный от чисто развлекательной формы «деси» (desi). Из всех классических стилей только два танца — бхаратанатьям и одисси — относятся к этому виду. Они наиболее последовательно придерживаются принципов «Натьяшастры» и в настоящее время не включают в себя диалоги (ваачика-абхиная), хотя некоторые стили бхаратанатьям, такие как мелаттур, и используют некоторые схожие с абхинаей движения губ и глаз.

Нритты (собственно танцевальные комбинации) «марги» состоят из элементов карана, в то время как нритты танцев, относящихся к «деси», состоят преимущественно из адаву.

«Чарнатакам» (Carnatakam) — танцы, исполнявшиеся при королевском дворе под аккомпанемент классической музыки и считавшиеся интеллектуальной формой искусства.