Инерция зрения


Инерция зрения (персистенция, от лат. persisto — постоянно пребывать, оставаться) — особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными. Например, вращающийся в руках горящий факел мозг воспринимает как огненный круг, а не как движущийся предмет. Точно так же спицы быстро вращающегося колеса зрительно сливаются в полупрозрачный диск[1].

Таким образом, персистенция — это способность мозга соединять слишком быстро сменяющиеся изображения в одно неподвижное. Именно на этом принципе построен кинематограф, поскольку любое изображение (в кино или на экране монитора) представляет собой последовательность быстро сменяющихся изображений.

Длительность эффекта персистенции зависит от интенсивности света, отражаемого или излучаемого предметом, а также его спектрального состава.

Классической формой опыта с использованием персистенции является диск Ньютона[en], быстрое вращение которого воссоздаёт белый цвет из цветов солнечного спектра. Однако этот диск не был придуман Исааком Ньютоном. Подобный диск описывает Птолемей во II веке. В XI веке арабский учёный ибн аль-Хайсам в переводе работы Аристотеля упоминает о нём[2].

По мнению аббата Муаньо и Синстендена, Лукреций в своей работе «О природе вещей» тоже пишет о принципе создания движения из неподвижных изображений: