Инкоу


Инко́у (кит. трад. 營口, упр. 营口, пиньинь Yíngkǒu) — городской округ провинции Ляонин на северо-востоке Китая.

Является портом в Бохайском заливе, в который в черте округа впадает река Даляохэ (в прошлом, до перевода Ляохэ в новое русло, Даляохэ была низовым участком Ляохэ).

В 1688 году правительство империи Цин переселило в эти места монголов-баргутов. Так как они жили в хижинах, напоминающих военные казармы, то такие жилища называли словом «Инцзы» (营子). Так как во время прилива вода заполняла ров вокруг селения, а во время отлива уходила из него, то селение стали называть «Лагерем без рва» — «Мэйгоу Ин» (没沟营). Так как в этих местах впадала в Бохайский залив река Ляохэ, то в 1830 году селение получило название «Инкоу» («Устье в районе воинского лагеря»).

В 1858 году по Тяньцзиньскому договору одним из портов, открытых для торговли с иностранцами, стал Нючжуа́н (кит. упр. 牛莊, пиньинь Niúzhuāng; маньчжурский: Ishangga gašan hoton; англ. Newchwang), который был примерно на 50 километров выше по течению Ляохэ. Когда после подписания договора выяснилось, что в том месте река слишком мелкая для иностранных морских торговых кораблей, порт был перенесён к берегу залива на место нынешнего Инкоу. В 1866 году здесь была учреждена таможня.

После Первой японо-китайской войны Российская империя навязала потерпевшей поражение Циньской союзный договор 1896 года и конвенцию 1898 года об аренде значительных территорий в Маньчжурии, включавших также и этот порт. Когда на следующий год город перешел под контроль русской администрации, выяснилось, что его санитарное состояние оказалось крайне неблагополучным. Большинство населения составлял пришлый на заработки из разных провинций Китая бедный рабочий люд. В разгар навигации население увеличивалось до 110 тыс., между навигациями сокращалось до 40 тыс. Рабочее население питалось крайне плохо и почти все заработанные деньги тратило на азартные игры и курение опиума. В Инкоу было больше сотни опийных домов[2].

Во время русско-японской войны был оставлен без боя в июле 1904[3], а полгода спустя стал целью рейда русских казаков. После Портсмутского мира порт и вокзал перешли во владение Японии вместе с Южно-Маньчжурской железной дорогой.