Институт книги, документа и письма АН СССР


Институ́т кни́ги, докуме́нта и письма́ АН СССР (до 1925 — Палеографи́ческий кабине́т, до 1930 — Музе́й палеогра́фии, до 1931 — Музе́й кни́ги, докуме́нта и письма́) — книговедческое и палеографическое научно-исследовательское учреждение, основанное в 1918 году на базе собрания книг и рукописей академика Н. П. Лихачёва.

Институт книги, документа и письма был создан после нескольких реорганизаций Палеографического кабинета, существовавшего в форме самостоятельного учреждения с 1918 года[1]. Кабинет был основан на базе личного собрания (коллекции) книг и рукописей профессора Петроградского Археологического института, доктора русской истории Н. П. Лихачёва[2], находившегося в его доме-музее в Петрограде на Петрозаводской улице, дом 7 (ныне в Доме Н. П. Лихачёва расположен Санкт-Петербургский институт истории РАН)[3][4][5].

Собирательство являлось одним из любимых занятий нескольких поколений обширного семейства Лихачёвых — помещиков Казанской губернии. Первой книгой библиотеки Н. П. Лихачёва была «Книга язык» (1761), являвшаяся русским переводом книги французского аббата Лорана Борделона[en] «La Langue» (1707), которую ему в 8-летнем возрасте подарил отец при разборе прадедовской библиотеки[6][7]. В дальнейшем Н. П. Лихачёв принялся собирать предметы старины разных эпох и народов, приобретая их в разных странах (в центрах антикварной торговли в Париже, Берлине, Стамбуле, Каире и др. городах)[8][3], уделяя основное внимание памятникам письменности. Таким образом он впоследствии создал крупнейшую в России частную коллекцию письма и документа и сформировал значительную библиотеку по палеографии и другим вспомогательным исторических дисциплинам[9].

В 1894 году Н. П. Лихачёв переехал из Казани в Санкт-Петербург, где в 1902 году на Петрозаводской улице отстроил 2-этажный особняк[10]. Своё намерение создать там частный музей письменности он в частности мотивировал тем, что в России в то время наблюдался дефицит источников для исследований в области вспомогательных исторических дисциплин[11].

Сам Н. П. Лихачёв указывал на то, что «по задачам своим Музей соответствует лейпцигскому „Музею книги[en]“ со специальным уклоном в область истории документа и его аутентификации»[12]. Также при создании музея за образец были взяты такие учреждения, как: Национальная школа хартий в Париже, Институт австрийских исторических исследований[en] в Вене, Государственный архив Венеции[it] и Национальный архив Франции. Однако при осуществлении своего проекта Н. П. Лихачёв учитывал, что их особенностью была опора только на национальные памятники, в то время как сам он стремился подбирать источники по истории письма со всего мира[11].