Интегральная йога


Интегра́льная йо́га — неоведантистское религиозно-философское учение, созданное Шри Ауробиндо в начале XX века[1][2][3]. Теоретическая часть учения изложена в книге «Жизнь Божественная», практические стороны освещены в книгах «Синтез Йоги» и «Письма о Йоге»[4].

В наиболее общей форме интегральная йога может быть определена как метод достижения единства человека с духовной первоосновой мира без бегства от мира или разрыва связи с ним. Под влиянием Вивекананды[5], Ауробиндо в качестве первоосновы всего признает Брахмана, сущность которого, по мнению Ауробиндо, в корне отличном от мнения Вивекананды, обнаруживается в материи и духе, неразрывно связанных друг с другом. Под Брахманом при этом понимается единство трех принципов: Бытия (Сат), Знания (Чит) и Блаженства (Ананда)[6].

С точки зрения интегральной йоги, правильное понимание места человека возможно лишь при учёте двух противоположных процессов, происходящих в этом мире: инволюции и эволюции. Под воздействием присущих Брахману свойств самопроявления, самоограничения и самопоглощения в ходе божественной инволюции возникает мир. Под эволюцией понимается развитие духа/сознания, при этом история человечества предстает в качестве высшей стадии мировой эволюции; высшей же стадией самой истории выступает преобразование человеческой природы с помощью интегральной йоги.

Ауробиндо настаивает на необходимости целостного подхода к пониманию мира и человека и критикует односторонние концепции человеческой сущности: материализм, витализм, субъективный идеализм и спиритуализм[7]. В качестве важнейшего результата интегральной йоги постулируется совершенствование всех составных частей человеческой природы в соответствии со следующей схемой:[8]

Согласно Ауробиндо три главных принципа эволюции, образующей в итоге, скорее, спираль, чем прямую линию, это — расширение, возвышение и интеграция. В ходе эволюции происходит количественное усложнение (зарождение жизни подготавливается возникновением все более сложных структур), затем — качественная трансформация (переход к органическим образованиям, возникновение сознания), и далее — преобразование высшими формами бытия низших[9].

Высший этап эволюции достигается не одним человеком, а всем человечеством, и ключом к преобразованию всего общества является преобразование природы человека. Совершенствованию различных сторон человека способствовали различные формы культуры, развивающие волю, чувственно-эмоциональное восприятие, разум, открывающие духовные глубины его существа. Но достигаемые при этом успехи являются частичными и недостаточно действенными.