Неоведантизм


Неоведанти́зм — название возникшего на рубеже XIX—XX веков внутри индуизма течения, целью которого было переосмысление и приближение к важным задачам индийского общества идей веданты[1]. Одно из направлений неоиндуизма.

Среди ярких представителей неоведантизма — такие крупные религиозные и общественные деятели, как Рамакришна, Вивекананда, Шри Ауробиндо и Радхакришнан[1]. Согласно определению индолога Сергея Пахомова, неоведанта включает в себя неоадвайту-веданту, теистические веданты (кришнаизм) и «универсальные» веданты (Рамакришна, Сатья Саи Баба)[2].

Вивекананда различал внутри религии философию (сущность религии), мифологию (легендарные жизнеописания) и обрядность. При этом целью религии и всего человечества является знание-джняна, но оно обретается при помощи правильного метода (йога)[3] и правильного действия (кармы). У разных категорий людей может быть разное правильное действие[4]. Непременным условием правильного действия является любовь бхакти, но эта любовь должна быть направлена к иному миру, ибо этот мир есть иллюзия-майя[5]. По отношению к другим религиям признаются на равных Будда и Христос, а вот ислам критикуется за жестокость, фанатизм и призывы убивать неверных[6].

В йоге неоведантизм Вивекананды традиционно включает мысли 8 ступеней, однако первые две относятся к нравственности, которая сводится к милосерднию в отношении всех живых существ. Асаны и пранаяма сообщают здоровье, которое, впрочем, не является самоцелью (Вивекананда замечает, что баньян живёт долго, но остается деревом)[3].

Отрицая дуализм на философском уровне, Вивекананда признает двойственность физического мира, который состоит из первоматерии акаша и силы прана[3].