Кришнаизм


Кришнаи́зм (IAST: Kṛṣṇaism) — группа независимых религиозных традиций (сампрадай) внутри вишнуизма, основанных на поклонении Кришне как верховному богу (Сваям-бхагавану, Пара Брахману), а не аватаре Вишну. Одно из самых влиятельных и популярных направлений вайшнавизма и индуизма в целом[1][2][3][4]. Некоторые исследователи рассматривают кришнаизм и вайшнавизм как независимые друг от друга направления индуизма, а «Бхагавадгиту» — в качестве первой системы именно кришнаитской теологии[1].

Термин «кришнаизм» преимущественно используется для описания культа Кришны в рамках вайшнавизма (варкари, гаудия-вайшнавизм, нимбарка-сампрадая, пуштимарга и другие течения), тогда как термином «вайшнавизм», или «вишнуизм», также называют традиции индуизма, основанные на поклонении Вишну как верховному божеству[5][1][6][3]. В русском языке термин «кришнаизм» часто используется в более узком значении: им называют гаудия-вайшнавизм — одну из традиций кришнаизма, основоположником которой был индуистский святой и реформатор Чайтанья (1486—1534), и особо такое её ответвление, как Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[7].

Кришнаизм базируется на таких индуистских священных текстах, как «Бхагавата-пурана» и «Бхагавадгита». По мнению учёных, самая ранняя форма кришнаизма возникла в период, предшествовавший началу распространения буддизма в Индии[8]. Это был культ Кришны-Васудевы, достигший своего расцвета в регионе Матхуры за несколько веков до н. э. Второй по значимости и времени появления традицией кришнаизма считается культ пастушка Говинды (Гопалы). Позже получил распространение культ Балы-Кришны — поклонение Кришне как божественному ребёнку. Самым поздним элементом кришнаизма принято считать культ Радхи-Кришны — поклонение Кришне как возлюбленному пастушек гопи, среди которых особое положение занимает Радха, почитаемая как вечная возлюбленная и женская ипостась Кришны.

Первые попытки проповеди культа Кришны на Западе были предприняты в 1900-е годы в США кришнаитским гуру Преманандой Бхарати[9] и в 1930-е годы в Европе учениками Бхактисиддханты Сарасвати из Гаудия-матха. Кришнаизм приобрёл значительное количество последователей за пределами Индии только во второй половине XX века, в основном благодаря проповеднической деятельности гаудия-вайшнавского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им религиозной организации «Международное общество сознания Кришны»[10][11].