Пара Брахман


Пара Брахман (санскрит : परब्रह्मन्) ( IAST : IAST: Para Brahman ) — «Высший Брахман», который находится за пределами всех описаний и концептуализаций. В индуистских текстах он описывается как бесформенный (в том смысле, что он лишен майи) дух (душа), который вечно пронизывает все, всюду во вселенной и все, что находится за ее пределами.[1]

Индуисты концептуализируют Пара Брахман различными способами. В традиции Адвайта Веданты Ниргуна Брахман (Брахман без атрибутов) является Пара Брахманом. В традициях Дваты и Вишиштадвайты Веданты Сагуна Брахман (Брахман с качествами) — это Пара Брахман. В Вайшнавизме, Шиваизме и Шактизме Пара Брахманом являются соответственно Вишну, Шива и Шакти.[2] Секта Ганапатьи считает Пара Брахманом Махаганапати.

Пара — это санскритское слово, означающее «выше» в одних контекстах и «высший или верховный» в других.[3]

Брахман обозначает высший универсальный принцип в индуизме, высшую реальность во вселенной.[4] [5] В основных школах индуистской философии это материальная, эффективная, формальная и конечная причина всего, что существует. [6] [7] Брахман является ключевой концепцией, которая содержится в Ведах и широко обсуждается в ранних Упанишадах.[8]

Пара Брахман означает «Высший Брахман». Это сочетание встречается в ранней литературе Адвайта Веданты.[9]

Ниргуна Брахман (деванагари ब्रह्मन् ब्रह्मन्, Ниргуана Брахман), Брахман без формы и качеств,[10] — это Пара Брахман, высший Брахман. Согласно Ади Шанкаре, Ниргуна Брахман — это Пара Брахман, [11] [12] состояние полного познания себя как тождественного с трансцендентным Брахманом, состоянием ментально-духовного просветления (Джнана йога). [13] Это контрастирует с Сагуна Брахманом, который является состоянием любящего осознавания (бхакти-йога). [13] Адвайта Веданта недвойственно считает, что Брахман божественен, Божество — Брахман, и это идентично тому, что есть Атман (душа человека, внутренняя сущность) и ниргуна (без атрибутов), бесконечность, любовь, истина, знание «бытие-сознание-блаженство».[14]