Неоиндуизм


Неоиндуи́зм («новый», «реформированный индуизм») — разновидность индуизма, обобщённое название ряда реформаторских движений внутри индуизма, образовавшихся с начала XIX века[1]. Одной из отличительных черт неоиндуизма является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (например, христианства).

В начальный период неоиндуизм следовал цели «„очищения“ индуизма от его позднейших наслоений» и цели развития Индии до уровня более развитых стран. Основателем неоиндуизма считается брахман Рам Мохан Рой, сформировавший религиозное общество Брахмо-самадж в 1828 году. Более поздними неоиндуистами стали Дебендранатх Тагор, Кешабчондро Сен, Даянанда Сарасвати, основавший движение Арья-самадж, Рамакришна Парамахамса[1].

На первом этапе неоиндуисты критиковали такие особенности индуизма, как самосожжение вдов после смерти супруга, отсутствие возможности повторного замужества для вдов, общий низкий уровень положения женщины в системе социальных отношений, детские браки, «систему кастовых перегородок» и другие недостатки. Неоиндуисты выступили за «широкое народное просвещение» и против идолопоклонства, традиционного жречества (Рой) и священных книг индуизма как авторитета (Тагор)[2].

Неоиндуисты первого периода делали акцент на Абсолюте, не уделяя большого внимания многочисленным индийским богам, стоявшим, согласно неоиндуизму, ниже Абсолюта. Внутренние методы практики, включая медитации, молитвы и нравственное развитие, ставились во главу угла[3].

Неоиндуизм первого этапа не был однородным, в нём существовали свои внутренние противоречия, как и противоречия с традиционным индуизмом. К концу первого этапа все эти противоречия свёл на нет Рамакришна, указавший в своём учении, что разные традиции являются лишь «разными ступенями единого пути к Абсолюту»[3].

По мнению Пахомова, наиболее известными представителями второго периода неоиндуизма были Вивекананда и Ауробиндо. Неоиндуизм второго периода ставил своей целью «осмысление роли религии в современном обществе» и уделял большое внимание борьбе за независимость Индии, в отличие от неоиндуистов первого периода, часто сотрудничавших с английскими властями, патриотизму и дальнейшему ускорению развития страны по типу западных стран. Ещё более снизилось значение обрядов, увеличилось взаимодействие с западными слушателями, в неоиндуизм ввелись западные понятия для улучшения понимания неоиндуизма на Западе (одним из примеров является обозначение йоги как «экспериментальной науки»). Саньясин, действующий лишь в интересах сообщества без каких-либо «собственных мирских интересов», стал выступать в роли идеального неоиндуиста[3].