Интервью (журналистика)


Интервью́ (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам[1]. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике. Пионером этого жанра в журналистике называют Генриха Бловица[2][3].

В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации)[4].

Сведения, которые получены в итоге интервью, могут быть предназначены как для удовлетворения любопытства, так и ради профессиональных, личных или корпоративных целей. Журналистское интервью по своей природе представляет явление особой социальной значимости.

Информационное интервью — наиболее часто используемая разновидность этого жанра. Информационное интервью нацелено на сбор востребованных данных для новостей. Жесткие временные стандарты делают этот вид интервью очень динамичным. Например, чтобы осветить катастрофу национального значения, тележурналисту нужно оперативно, например за час, опросить большое количество людей. Основой информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?, однако этот список может быть существенно расширен в целях получения специализированной достоверной информации.

Оперативное интервью является сжатой разновидностью информационного. Оно ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Этот вид называется блицопрос или опрос на улице. Особенностью такого интервью является стандартная фиксированная форма вопросов, которые задаются как можно большему количеству людей. В зависимости от темы опроса, в нем участвуют представители одной или разных социальных групп. От социологического опроса блицопрос отличается отсутствием репрезентативности.

Интервью-расследование. Его проводят для серьезного, более подробного изучения проблемы или события. Обычно готовится обстоятельно, формулировки вопросов и их последовательность тщательно продумываются. Для интервьюера ключевым оказывается умение следить за ходом рассуждения интервьюируемого, коммуникативная пластичность и грамотное владение невербальными формами общения.