Инцидент в Инместаре


Инцидент в Инместаре — конфликт между евреями и христианами, произошедший между 415 и 419 годами в Сирии, одно из первых обвинений евреев в ритуальном убийстве. Это событие, описанное христианским церковным историком Сократом Схоластиком, произошло на фоне регулярных конфликтов между евреями и христианами в конце IV — начале V веков, нередко приводящих к межобщинному насилию. Большинство исследователей считает, что такое событие имело место, однако его точная датировка, место и детали произошедшего, включая связь с еврейским религиозным праздником Пурим, являются предметом научной дискуссии.

Спустя некоторое время евреи были наказаны и за другие преступления против христиан. В месте под названием Инместар, расположенном между Халкисом и Сирийской Антиохией, у евреев было принято отмечать [Пурим] весельем и шутовскими забавами. Делая многие глупости в ходе этого праздника, на этот раз они зашли слишком далеко в своем опьянении, стали насмехаться над христианами и шутить даже над самим Христом. Они насмехались над крестом и над теми, кто верит в Распятого [...] Они взяли христианского ребенка и привязали его к кресту и так повесили [на крест]. Сначала они издевались и насмехались над ним. Но по прошествии некоторого времени они потеряли контроль над собой и замучили ребенка до смерти. Отсюда произошла глубокая вражда между ними и христианами. Это стало известно властям. Были посланы приказы магистратам в провинциях обнаружить виновных и наказать их. Так евреи того места были наказаны за преступление, совершенное ими из шутовства.

Впервые описание инцидента опубликовано в V веке в сочинении христианского церковного историка Сократа Схоластика[2]. По его словам, в городе Инместаре (в Сирии близ Антиохии, ныне территория Турции) пьяные евреи схватили христианского ребёнка, привязали его к кресту и мучили его, пока он не умер. Сократ Схоластик утверждает, что всё это делалось с целью издевательства над христианами и самим Иисусом Христом[3][4].

Сократ Схоластик не указывает точного времени события. Известно, что он не был прямым свидетелем инцидента, поскольку жил в Константинополе и получил эти сведения от кого-то, кто приехал из региона Антиохии. По хронологии изложения автора это событие можно датировать между мартом 415 и августом 419 г.г.[5] Летописец Феофан Византийский, писавший об этом во второй половине VI века, очевидно ошибочно утверждает, что событие случилось в 408 году, внося своей небрежностью дополнительную путаницу с датировкой[6].