Инцидент с подводной лодкой С-363


Инцидент с подводной лодкой С-363 — международный инцидент с участием советской дизель-электрической подводной лодки С-363 проекта 613 (бортовой номер 137), которая 27 октября 1981 года вследствие навигационной ошибки вошла в территориальные воды Швеции и села на скалистую мель недалеко от острова Турумшер (Торхамнаскер), лен Блекинге, в 12 километрах к юго-востоку от главной шведской военно-морской базы в Карлскруне. Данный инцидент серьёзно осложнил и ухудшил советско-шведские отношения.

В начале октября 1981 года дизель-электрическая подводная лодка С-363 проекта 613 вышла из Палдиски в Балтийское море для несения боевого дежурства, которое должно было продлиться около месяца и закончиться 5 ноября 1981 года. Формально командиром подлодки был капитан 3-го ранга Анатолий Михайлович Гущин, однако в этот поход на лодке отправился и начальник штаба Палдиской бригады подводных сил капитан 2-го ранга Иосиф Аврукевич, которому Гущин подчинялся. Это был обычный боевой поход, подлодка должна была нести боевое дежурство в квадрате восточнее датского острова Борнхольм. В середине октября С-363 вошла в польскую базу Свиноуйсьце для кратковременного отдыха и 17 октября вновь вышла в Балтику.

Через сутки команда подлодки услышала скрежет метала. Как потом выяснилось, верхний корпус лодки зацепил рыбацкий трал, в результате чего была повреждена рамка-антенна радиопеленгатора. Это было значительное повреждение, поскольку пеленгатор обеспечивал обнаружение сил вероятного противника и помогал в навигации. О данной проблеме было доложено в штаб флота. Фактически это означало прекращение боевого похода С-363 и возвращение её для ремонта, но Гущину и Аврукевичу было приказано продолжать поход, пользуясь резервным оборудованием.

На подлодке служил довольно слабый в профессиональном отношении штурман А. Коростов. Экипаж не знал точно, где находится и куда направляется субмарина.

Через восемь суток после происшествия с тралом С-363 находилась в 53 морских милях от предполагаемого места нахождения. Ночью в надводном положении подлодка шла по секретном фарватеру Военно-морских сил Швеции, ширина которого составляла всего 12 м. В 21:57 минут 27 октября по корпусу подлодки прокатился металлический скрежет, и лодка на скорости 7 узлов выскочила на камни прибрежной отмели побережья Швеции. Экипаж С-363 попытался снять лодку с мели самостоятельно, но это сделать не удалось.