Штурман (флот)


Шту́рман (штюрман, стюрман[1]) (от нидерл. stuurman[2] — «кормщик, рулевой») — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей на флоте, связанных с управлением подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом[3], и позднее летательным аппаратом в воздухоплавании и авиации (см. Штурман).

Должность штурмана на флоте присваивают лицам судоводительской специальности, и он обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. В бытовом языке понятие «штурман» является более широким — капитан корабля или другого плавсредства, человек, умеющий единолично или с командой управлять кораблём.

В средние века в мореплавании произошло существенное расширение границ, начавшее эпоху Великих географических открытий. Это повлекло за собой не только совершенствование морских судов, но и средств навигации. Сложные средства навигации, такие как астролябия, требовали специального обучения для правильной работы, а так как усложнение судна требовало от капитана всё больше времени и сил на управление командой и контроль за расходом припасов, для навигации всё чаще нанимался отдельный человек, сочетавший в себе знания математики, лоцманского дела и астрономии. В Испании и Португалии XVXVI веков такой человек назывался пилотом[4].

Начало централизованной штурманской службы в России положил Пётр I[4], издав 25 января (5) февраля 1701 года указ о введении должности "капитана над штурманами" и централизованного обучения штурманов[5]. Его обязанности включали руководство гидрографической и лоцманской службами, а также знание фарватеров далеко наперёд предполагаемых манёвров флота и руководство установкой бакенов в изученных водах[6].

В 1768 году Екатерина II издала «Регламент о управлении адмиралтейств и флотов», в котором присутствовала совершенно аналогичная петровской глава «О посылке из Коллегии для осматривания в фарватерах и рейдах мелей и состояния глубины в море капитана над штурманами»[6].

В 1797 году Павел I утвердил новый Устав Военного Флота, согласно которому в Штабе главноначальствующего над флотом появлялась должность Профессора Астрономии и Навигации, в чьи обязанности входило: