Капитан судна


Капита́н судна — командир корабля или шкипер коммерческого судна, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна, и несущее ответственность за его действия; в штатной ситуации необходимым и обязательным считается обладание судоводительским образованием и наличие морского звания капитана (штурмана) — представитель судовладельца и грузовладельцев в отношении долгов и исков, обусловленных нуждами судна, груза и плавания, при отсутствии иных представителей (например, он наделён правом продавать часть груза или судового имущества для покупки в иностранном порту топлива, необходимого для завершения рейса).

В другом источнике указано что Капита́н м.командир морского судна, называемый иногда, на купеческом корабле, шкипером[1]. В Русском торговом флоте, с 1902 года, старшим судоводителям (прежде шкиперы) дано звание капитана[2]. На начало XX столетия, в России, по срокам службы и правам командовать пассажирскими или грузовыми, паровыми или парусными судами, дальнего или малого плавания, капитаны торговых судов делились на четыре разряда[2].

Капитан также несёт ответственность за управление судном, в его обязанности входит обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на вверенной его командованию плавучей единице, предотвращение любого вреда людям и грузу. Распоряжения капитана в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми лицами, находящимися на судне; он вправе изолировать любое лицо, чьи действия угрожают безопасности судна и людей, и проводить дознание в случае совершения преступления на борту, контролирует приём и увольнение членов экипажа, применяет меры поощрения и взыскания, выполняет нотариальные функции на корабле (при рождении, смерти, составлении завещания и т. п.), организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия с другого судна, возглавляет борьбу за живучесть судна (своего), а при необходимости оставляет его последним, захватив судовой, машинный и радиотелеграфный журналы, карты рейса, документы и ценности. Капитан судна сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время, и пиратами — в мирное. Взаимодействия капитана судна с лоцманами оговариваются особым предписанием. В военно-морской практике полномочия, права и обязанности регламентированы корабельным уставом военно-морского флота.