Иогансон, Борис Владимирович


Борис Владимирович Иогансо́н (13 [25] июля 1893, Москва — 25 февраля 1973, Москва) — русский советский живописец и график, один из ведущих представителей соцреалалистической школы, педагог и музейный работник. Директор Государственной Третьяковской галереи (1951—1954). Действительный член (с 1947), президент (1958—1962) Академии художеств СССР. Герой Социалистического Труда (1968). Народный художник СССР (1943). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951).

Родился в семье служащего шведского происхождения Вальдемара Карловича Иогансона и кн. Ольги Константиновны Радленской (Иогансон).

В 1912 году окончил Комиссаровское техническое училище, где одним из основателей был Карл Иванович Иогансон (1848—1888), дед будущего художника, и потому внук освобождался от платы за обучение. В этом же году начальное художественное образование получил в школе-студии П. И. Келина. Затем с 1912 по 1918 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. В. Малютин и К. А. Коровин.

В 1919—1922 годах работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонская губерния). Во время гражданской войны был офицером белой армии и служил у Колчака. Увидев моральное разложение белых, бежал, скитался по дорогам гражданской войны, попал в тифозный госпиталь и, наконец, поступил на службу в Красную Армию. По воспоминаниям художника А. С. Смирнова, знавшего художника, последний, будучи офицером в армии Колчака, писал портреты Верховного правителя[7].

Один из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930—1960-х годов. В своём творчестве обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века — наследию И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Интерпретируя его, он вносил в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе»[8]. Особенно известны его картины: «Допрос коммунистов» (1933, для картины позировал друг Иогансона — художник и педагог Александр Соловьёв) и «На старом уральском заводе» (1937).

В 1934—1938 годах руководил бригадой мастерской «Перекоп»; участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа». Работал над панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939).