Иринарховский крестный ход


Иринарховский крестный ход — пеший крестный ход, ежегодно совершаемый в память о преподобном Иринархе Затворнике во второй половине июля, перед празднованием дня Илии Пророка, в честь которого святой был крещён. Маршрут шествия пролегает по Ярославской области от стен Борисоглебского монастыря до села Кондаково, места рождения преподобного, и составляет около 60 км[1][2].

Крестный ход длится несколько дней, год от года маршрут и расстояние незначительно меняются. В шествии участвуют полторы-две тысячи человек[3].

Почитание преподобного Иринарха Ростовского, тридцать лет проведшего в веригах в затворничестве в Борисоглебском монастыре на Устье, началось вскоре после его кончины в 1616 году[4]. Со 2-й половины XVII века установилась традиция ежегодного крестного хода с иконой преподобного вокруг стен обители в день празднования его памяти. Несколько раз в году совершались крестные ходы в окрестные сёла, в том числе летнее шествие из монастыря в село Кондаково, где родился святой[5].

В 1873 году архиепископ Ярославский и Ростовский Нил (Исакович) постановил проводить каждое лето крестный ход с иконой преподобного Иринарха от Борисоглебского монастыря «в селения Ростовского и Угличского уезда — Кондаково, Давыдово, Ивановское-на-Лехте, Андреевское, Рождествено, Глинку»[5]. Крестный ход длился неделю, в нём участвовало около тысячи человек со всех концов России, в том числе люди, «известные в государстве». По пути к шествию присоединялись жители населённых пунктов, лежавших на его маршруте[6][7].

Близ села Кондаково крестный ход останавливался на молебен у святого источника — колодца, по преданию вырытого в лесном овраге самим преподобным ещё до ухода в монастырь. Над источником была поставлена часовня, последний раз перестраивавшаяся в 1916 году[5].

Сохранились упоминания о совершении крестных ходов с иконой преподобного Иринарха по окрестным сёлам даже после революции, в 1918 году, для чего монастырём выделялось несколько насельников и подвода, на которую устанавливали икону[8]. Эта традиция была прервана с закрытием обители в 1924 году[9]. Источник на родине святого был завален землёй и камнями, часовня над ним — снесена[10].