Ироикомическая поэма


Ироикомическая поэма (фр. Héroï-comique) — наряду с травестией, одна из двух разновидностей бурлеска эпохи классицизма. Простонародный быт с драками и попойками в ироикомической поэме описывается «высоким штилем» героического эпоса[1]. Несоответствие между предметом поэмы и её стилем порождает комический эффект.

Юмористическая лёгкость ироикомических поэм привела к тому, что они продолжают читаться до сих пор, в отличие от массы возвышенных героических поэм XVII—XVIII вв., которые прочно преданы забвению.

Жанр ироикомической поэмы разработали в первой трети XVII века итальянские поэты Франческо Браччолини и Алессандро Тассони. «Похищенное ведро» Тассони (1622) породило множество подражаний, причём не только на итальянском, но и на диалектах различных регионов Италии.

Идеолог французского классицизма Буало, ссылаясь на прецедент античной «Батрахомиомахии», признавал ироикомическую поэму допустимым жанром поэзии, хотя и самым низким из всех возможных. Он же сам дал образец жанра в поэме «Налой» (1672). В XVIII веке наибольшим успехом у французов пользовалась «Орлеанская девственница» Вольтера (1762) — помесь ироикомического начала с травестийным.

Пока Буало работал над «Налоем», Сэмюэл Батлер покорил английский двор эпохи реставрации пространной комической поэмой «Гудибрас», которая была написана свободным четырёхстопным ямбом с парными рифмами. Этот стих, получивший прозвание гудибрастического, был принят на вооружение английскими сатириками XVIII века во главе со СвифтомБитва книг»).

Дальнейшее развитие ироикомического направления представляют сатиры Драйдена, в особенности «Мак-Флекно» (1682). Открытая Драйденом тональность станет основной для Александра Поупа (1688—1745), автора грандиозной сатирической поэмы «Дунсиада». Ироикомическая поэма Поупа «Похищение локона» (1712) — самое популярное произведение поэзии английского классицизма и, вероятно, высшее достижение жанра[2].