Иртыш (транспортное судно)


«Ирты́ш» (рус. дореф. Иртышъ) — деревянное трёхмачтовое парусное военное транспортное судно выкупленное для Охотской флотилии. Несло службу на протяжении 19 лет, с 1843 по 1862 год.

С 14 октября 1843 года по 1 июля 1845 года совершило полукругосветное плавание из Кронштадта на Дальний Восток России. Участвовало в исследовании Тихого океана и в «Амурской экспедиции». Также транспорт неоднократно привлекался для транспортировки груза в интересах Русско-американской Компании (РАК). Весной 1855 года эвакуировало Петропавловский Порт. В дальнейшем служило на Тихом океане, разобрано в Николаевске после 1862 года.

Для пополнения Охотской флотилии и выполнения грузовых рейсов, в том числе в интересах РАК, в 1843 году было рассмотрено торговое судно англ. Mercy («Милость») Велиама Никольсона, ходившее под английским флагом. Его освидетельствовали в Кронштадте и, признав годным, выкупили. Там же его переоборудовали, вооружили шестью пушками малого калибра и назвали «Иртыш». Длина судна составляла 27,28 метра (89½ фута), ширина 7,16 метра (23½ фута), водоизмещение 450 тонн. Несло парусное вооружение брига[1][2]. Исполнять должность командира транспорта на время перехода поставлен вновь назначенный начальник Охотского порта капитан 1-го ранга И. В. Вонлярлярский, отправляющийся к месту службы[3].

14 октября 1843 года «Иртыш», приняв груз общим весом более 275 тонн (17 000 пудов), в том числе около 10 000 пудов пятилетнего запаса Охотского порта различных материалов, несколько тысяч пудов груза для Петропавловского Порта и снабжения на 13 месяцев, вышел из Кронштадта на Дальний Восток России. Всего на борту находилось 50 человек, в том числе пополнение команды Охотской флотилии. В конце октября, выдержав сильные встречные ветра в Балтийском море, «Иртыш» зашёл на рейд Копенгагена. Через несколько дней транспорт отправился далее и, почти сразу же, попал в полосу попутного шторма, который часто менял своё направление до 8 румбов. 8 ноября изломало штурвал, нактоузы, разбило световые люки в капитанскую каюту и кают-компанию, вывернуло шестерку на боканцах, притом повредив кормовые скрепления. Шторм не утихал до самого Портсмута, куда «Иртыш» прибыл 29 ноября, проделав этот переход из Кронштадта за 45 дней[4][3].