Истинное слово


«И́стинное сло́во», также «Правди́вое сло́во» (др.-греч. Λόγος ἀληθής) — не сохранившееся до наших дней сочинение римского философа-платоника Цельса, широко образованного писателя второй половины II века, одного из самых известных античных критиков христианства[1]. Написано около 150 года.

О самом Цельсе и его труде известно в основном лишь по цитатам в книге Оригена «Против Цельса» в которой он подвергает критике выпады Цельса с позиций зрения глубоко верующего христианина.

Первый опыт реконструкции книги Цельса по апологии Оригена принадлежит Кайму (1873 год). Ориген, цитируя Цельса, нигде не указывает главы, или части, или «книги» цитируемого произведения и поэтому в отношении рубрикации «Истинного слова» реконструкции столь же гадательны, как и в отношении самого текста[2]. Однако, исходя из цитирования Оригеном постулатов Цельса, имеется возможность приблизительно восстановить основные мысли.

В своём сочинении Цельс собрал все мысли, высказываемые в его время в опровержение христианства языческими учёными и не ограничивается лишь насмешками над христианством, а старается посредством научных и философских приёмов доказать его несостоятельность. Для достижения этой цели Цельс читал Библию.

Цельс критиковал христианство с точки зрения античной государственной языческой религии, а также широко понимаемой стоической морали, и считал варварством факт того, что христиане поклоняются «схваченному и казнённому». Интересно, что Цельс не сомневался в историческом существовании Иисуса Христа: «Совсем недавно, проповедовал он это учение, и христиане признали его сыном божиим». В другом месте своего сочинения Цельс, очевидно пользуясь какими-то неизвестными апокрифами, замечает, что «евреи восстали против государства иудейского и последовали за Иисусом»[2].

Впрочем, Ориген в своём сочинении «Против Цельса» утверждает, что Цельс разбирает евангельскую историю с очень поверхностной критикой, безосновательно ставя под сомнение достоверность всего в ней описываемого, например, представляя воскресение Иисуса Христа — обманом, Его чудеса — какими-то волхвованиями или просто вымышленными баснями и тому подобное.