История евангельских христиан-баптистов в СССР


Книга «История евангельских христиан-баптистов в СССР» («История ЕХБ в СССР») — монография, официально-конфессиональное издание[1] ВСЕХБ по истории евангельских христиан-баптистов на территории бывшего СССР. Написана коллективом авторов-христиан под руководством специальной комиссии ВСЕХБ. Издана в 1989 году.

Книга «История ЕХБ в СССР» широко используется в научных работах по истории евангельского протестантизма. Она высоко оценена авторитетными независимыми (то есть неаффилированными с евангельскими христианами-баптистами) исследователями за обширность и новизну представленного материала, а также скрупулезность при его изложении. В то же время, не ставя под сомнение точность фактического материала, Лев Митрохин подчеркнул, что издание не является «беспристрастным исследованием», а представляет конфессиональный взгляд на собственную историю.Перейти к разделу «#Оценки»

Первыми историками евангельского движения в России стали Иван Проханов и Василий Павлов. Проханов в 1895 году опубликовал несколько исторических очерков в журнале «Беседа», Павлов в 1911 году — книгу «Правда о баптистах» в формате цикла статей в журнале «Баптист». В 1920 году на съезде баптистов Павлову поручили составить историю движения, однако он умер, не закончив её[2][3].

В 1900—1920-х годах в евангельских журналах время от времени публиковались статьи, освещавшие отдельные исторические темы. Тогда же по инициативе Ивана Проханова ВСЕХ начал собирать материалы по истории, но лишь незначительная их часть сохранилась в архиве Якова Жидкова. Кроме того, документы собирали Павел Иванов-Клышников и П. Я. Дацко, однако оба стали жертвами сталинских репрессий в отношении евангельских христиан и баптистов, и их архивы также не уцелели[4][3].

К 100-летию евангельского движения, отмечавшемуся в 1967 году, Александр Карев подготовил серию исторических очерков, некоторые из которых были опубликованы в «Братском вестнике», как посвящённый юбилею доклад[5][4].

Позднее исторические документы собирал Юрий Грачёв[a], подготовивший по ним курс лекций для Заочных библейских курсов, однако и его труд не был завершён и издан[6]. Материалы собирали также Артур Мицкевич, Николай Мельников[b] и другие[4].