История почты и почтовых марок Боснии и Герцеговины


История почты и почтовых марок Боснии и Герцеговины подразделяется на следующие периоды: османский, югославских государств и современного независимого конфедеративного государства.

Первые почтовые марки на территории нынешней Боснии и Герцеговины появились летом 1879 года. Австро-Венгерская оккупация привела к изданию специальных почтовых марок на территории Боснии и Герцеговины 1 июля 1879 года. Первая почтовая марка с изображением двуглавого орла — герба Австро-Венгрии была серого цвета и имеет нескольких разновидностей. Номинал марки составлял один крейцер.

Ныне в Боснии и Герцеговине работают три почтовые службы, которые эмитируют собственные почтовые марки с номиналами в единой валюте: конвертируемых марках (KM) или BAM, которые действительны на всей территории Боснии и Герцеговины. Помимо Боснии и Герцеговины в Европе и мире есть ещё несколько стран с несколькими почтовыми администрациями (Андорра, Австралия, Кипр, Великобритания, Дания, Индонезия, Китай, Франция, Сербия, Хорватия, Италия и др.). Функционирование в этих странах разных почтовых служб и нахождение там в почтовом обращении разных марок вызваны географическими, политическими, историческими и иными причинами. Причиной наличия трёх почтовых ведомств в Боснии и Герцеговине стал распад Югославии и последовавшие за ним войны. Потребности в контактах между населением, в денежных переводах и т. д. удовлетворялись пересылкой почтовых отправлений из Европы преимущественно по частным каналам или через почту соседних стран с обязательным указанием конечного адресата.

Ещё одна особенность почтовой связи в Боснии и Герцеговине состоит в том, что в некоторых городах менее чем в километре друг от друга расположены почтовых отделения двух разных почтовых служб, где соответственно можно приобрести два вида почтовых марок. Это, к примеру, Сараево, Витез, Мостар, Нови-Травник, Горни-Вакуф и т. д. (В литературе упоминается аналогичная ситуация с ОАЭ и Оманом в районе границы между ними.) Эта особенность находит отражение в наличии в Европе относительно высокого спроса на марки Боснии и Герцеговины, а также способствует развитию графического дизайна и появлению оригинальных идей, что приводит к выпуску почтовых марок высокого качества. Аналогичен и пример Чехословакии, где после её распада появились две почтовые службы высокого качества. Противоположным примером служит почта Германии, которая после слияния и приватизации потеряла в качестве и дизайне почтовых марок.