История почты и почтовых марок Нидерландов


История почты и почтовых марок Нидерландов описывает развитие почтовой связи в Королевстве Нидерландов, расположенном в Западной Европе по соседству с Северным морем (с севера и запада), Бельгией (на юге) и Германией (на востоке), со столицей в Амстердаме, и условно может подразделяться на домарочный период и период использования в обращении почтовых марок1852[1]). Нидерланды являются членом Всемирного почтового союза1875)[2].

Известная в истории почты европейская почтовая система Турн-и-Таксис имела испано-нидерландское происхождение. В 1500 году Францу фон Таксис был присвоен титул фр. capitaine et maistre des postes в Нидерландах и Бургундии. По договору, заключённому в 1504 году с королём Филиппом Красивым, Франц фон Таксис обязался учредить и содержать почту между Нидерландами и дворами императора и королей французского и испанского[3].

Почтовая династия Таксисов, основателем которой явился Иоганн Баптист фон Таксис, имела отдельные ветви, действовавшие в том числе и в Нидерландах и оказавшие большие услуги в деле развития почтовых сообщений. Основная ранняя почтовая линия почты Турн-и-Таксис пролегала по маршруту Брюссель — Вена — Италия[3].

Правительственная почта в Нидерландах впервые была установлена в 1752 году. В конце XIX — начале XX века Главное управление почт и телеграфов страны входило в состав Министерства торговли и путей сообщения. Почтовые операции велись почтовыми конторами (нидерл. postkantoren) и вспомогательными почтовыми местами (hulpkantoren)[3].

В 1852 году были выпущены первые почтовые марки Нидерландов (см. ниже), которые гасились календарными штемпелями с названием города, датой (с указанием и без указания года) и с надписью нидерл. "Franko" («Франко»)[4]. В 1861 году почтовое ведомство ввело штамп со словом «франко» в прямоугольной рамке[4].

Нидерланды в числе первых государств подписали 9 октября 1874 года Всеобщую почтовую конвенцию. По данным о количестве и деятельности почтовых учреждений в 1894 году, в Нидерландах насчитывалось[3]: