История развития дорог в России


История развития дорог в России насчитывает два тысячелетия, с начала I тысячелетия до н. э. Специфика дорожной сети в России обусловлена большой протяженностью ее территории и наличием разных климатических зон с тяжёлыми условиями прокладки и эксплуатации дорог.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что праславянам были известны колёсные и вьючные пути, для которых они устраивали дороги из жердевых настилов еще в I тысячелетии до н.э[1]. Такие объекты были найдены вблизи Нижнего Тагила на Урале, возле Нарвы и Калининграда на побережье Балтики.

Племенам Триполья, а впоследствии скифам известны такие методы строительства, как устройство валов и насыпей, выстилка камнем. При раскопках греко-скифского города Ольвии археологи обнаружили остатки не только каменных построек, но и мощеных улиц. Формирование славянских племен было тесно связано с контактами между ними. Достоверно установлено существование уже в VII веке Залозного пути между Киевом и Хазарским каганатом, который тянулся через Переяславль к устью Дона и Азовскому морю.

При раскопках Старой Ладоги — главной перевалочной базы в торговле между варягами и греками с севера — в слоях VII—IX веков были найдены остатки деревянных мостков, настилочных плах, осушительных канав и вымостки из камня и известняка. С торговлей было связано возникновение факторий на месте будущих славянских городов: Киева, Новгорода, Любеча, Чернигова, Полоцка[1].

Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в Лаврентьевской летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980—1015): «Требите пути и мостите мосты». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. В X—XII веках существовало два типа дорог: местные «просёлки» и «великие гостиницы» — большие торговые пути в степной полосе. «Прямоезжих» дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке.

Значительно расширилась сеть русской почты с созданием ямов — почтовых станций, появившихся в XIII веке благодаря приходу Золотой Орды, для быстрой связи центра монгольской империи её окраинами.