История страны Алуанк


«История страны Алуанк» (арм. Պատմություն Աղուանից աշխարհի), «История страны Агванк» или «История агван» — памятник армянской средневековой историографии[1][2][3][4][5][6][7][8][9], автором которого традиционно считается историк Мовсес Каланкатуаци. Труд написан в VII—X веке на древнеармянском языке[10]. Работа, состоящая из трёх книг, представляет собой источник информации по общественному строю раннесредневековой Кавказской Албании, Армении, Грузии, сопредельных племён и народов Кавказа, Византии, Сасанидского Ирана и Арабского халифата[11][12].

«История страны Алуанк» хронологически охватывает период с древнейших времен по X век н. э.[13]. К. В. Тревер отмечала, что во время создания книги, Арцах и большая часть Утика уже были арменизованы[3][Комм 1]. В. А. Шнирельман писал, что раннесредневековая «страна Агванк» Мовсеса Каганкатваци не была идентична изначальной Кавказской Албании[14].

До XIII авторство книги оставалась анонимным. Так, например, в 1298 году Степанос Орбелян всё ещё не знал автора произведения. Примерно с этого периода, книгу начали приписывать некому Мовсесу. Ж.-П. Маэ не исключает, что выбор такого имени мог являться данью уважения авторитету Мовсеса Хоренаци. Имя «Мовсес Каганкатваци» впервые встречается в рукописи 1761 года[16].

Первое упоминание этого труда связано с посещением Ананием Мокаци, армянским католикосом, Хачена, в период, когда католикосом Албании был Гагик (947—958). Гагик намекал, что через Анания был посвящён святым Григорием, как это делалось изначально, и как было изложено в «Истории Алуанка». Но когда Ананий пожелал ознакомиться с этой работой, поскольку слышал, что есть мнения об освещении Албании ранее чем Армении, ему было не дозволено это сделать. Однако позже, книга случайно попадает в руки армянского католикоса и, по его утверждению, он нашёл «описанные там истоки освещения [албанцев], которые нам понравились, которые мы хотели видеть»[17].

«История страны Алуанк» первоначально была анонимна[11][19]. Вопрос её авторства являлся предметом острых научных дискуссий. Атрибуция авторства одному человеку сомнительна вследствие очевидных причин:

Поэтому исследователи предполагают, что существовало по меньшей мере два автора, один из которых жил в VII веке и начал книгу, а другой в X веке и завершил её[20].