Итальянская энциклопедия


Итальянская энциклопедия, «Энциклопедия Треккани»[1], «Итальяна»[2]; полное название «Итальянская энциклопедия наук, литературы и искусств» (итал. l’Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti) — крупнейшая итальянская универсальная энциклопедия.

Первое издание «Итальянской энциклопедии» вышло в период 1925—1936 годов в объёме 35 томов плюс один справочный том[3]. Объём каждого тома — около тысячи страниц (в среднем — 1015). Суммарное количество статей в энциклопедии — около 60 тысяч; примерно 50 млн слов[4]. В период 1938—2006 годов издано 26 дополнительных томов[5].

Датой рождения энциклопедии считается 18 февраля 1925 года, когда сенатор Джованни Треккани основал в Риме Институт итальянской энциклопедии (итал. Istituto dell’Enciclopedia Italiana) — интеллектуальный и организационный центр, которому предстояло впервые в истории страны издать собственный, фундаментальный печатный свод знаний. И в XIX веке, и в годы экономического подъёма страны, предшествовавшие Первой мировой войне, в Италии издавались лишь адаптированные перепечатки зарубежных энциклопедий. Реализовать крупный национальный энциклопедический проект в Италии оказалось возможным лишь в условиях резкого подъёма общественного интереса к культуре и истории страны, который, в свою очередь, был одной из основ новой идеологии итальянского государства. Благодаря этому, несмотря на всеобщий дефицит средств, который Италия испытывала по окончании войны, проект был реализован[6].

Далеко не последнюю роль в успехе проекта национальной энциклопедии сыграла и его поддержка со стороны Бенито Муссолини, выходившая за рамки организационной. Сам будучи профессиональным и небесталанным журналистом, Муссолини внёс свой вклад в написание ряда концептуальных, идеологических статей[7]. Но связывать сам факт появления «Энциклопедии Треккани» — грандиозного культурного проекта мирового значения — только с итальянским фашизмом и его идеологией было бы ошибочно. Рост патриотизма, гордости за исторические достижения предков и в целом национального самосознания — всё это уходило своими ближайшими корнями в предвоенную Италию (одна из знаковых фигур которой — д’Аннунцио), и далее — к ещё недавно минувшей эпохе национального объединения (символами которой были Гарибальди и Мадзини). Поэтому ни «Итальянская Энциклопедия», ни другие признаки культурного роста Италии в 1920—1930-е годы не могут быть поставлены в заслугу Муссолини, который лишь дал ход тенденциям, вызревавшим в стране задолго до его явления на политическую сцену[6].