Итальянское барокко


Итальянское барокко (итал. Barocco) — период в истории итальянской культуры XVI—XVIII веков. Если в других странах можно говорить о вариациях и локальных разновидностях барокко, то Италия это и есть родина барокко[1]. Исторически барокко приходит на смену Ренессансу, однако между ними существует промежуток в виде маньеризма. «Отцом барокко» считается[кем?] Микеланджело Буонарроти[1][2].

Образцом итальянского барокко становится собор святого Петра в Риме. Данный стиль впитывает в себя атмосферу Контрреформации[3], «дешёвой церкви» протестантов противопоставляются богатые, орнаментированные католические церкви, которые становились немыслимы без фресок, позолоты, скульптур (Экстаз святой Терезы) и стуккового декора[4]. В архитектуре итальянского барокко используются такие элементы, как полуколонны и пилястры, треугольные фронтоны. Дворцы содержат парадные вестибюли с лестницами, а церкви венчаются вытянутыми куполами с окнами[5].

Представители: Джамбаттиста Марино, Алессандро Акиллини, Винченцо да Филикайя, Джованни Винченцо Гравина, Бернардино Телезио, Джулио Чезаре Ванини, Сальватор Роза, Пьетро Метастазио, Карло Гольдони.

Произведения: «Город Солнца» (итал. La città del Sole; лат. Civitas Solis) Томмазо Кампанеллы, Комедиа дель арте.