Итобаал I


Итобаал I (Итто-баал, Этбаал; «близость Баала»[1] или «Баал с ним»[2]; финик. 𐤀𐤕𐤁𐤏𐤋, Ito-ba‘al или Eth-ba‘al, ивр. אֶתְבַּ֙עַל֙‎) — царь Тира и, возможно, Сидона в первой половине IX века до н. э., основавший новую династию.

Итобаал I упоминается в цитатах из Менандра Эфесского[en][1], сохранившихся в трудах Иосифа Флавия «Против Апиона[en]»[3][4] и «Иудейские древности»[5]. В свою очередь, Менандр позаимствовал приводимые им свидетельства непосредственно из имевшихся в архивах Тира хроник[6][7][8][9]. Также о Итобаале I и его дипломатических связях с правителями Северного Израильского и Иудейского царств сообщается в Библии[2][10][11][12].

Датировка правлений властителей Тира X—IX веков до н. э. основывается на упоминании в одной из надписей о получении в 841 году до н. э. правителем Ассирии Салманасаром III дани от тирского царя Баалезора II. Для уточнения датировок используется свидетельство Иосифа Флавия о том, что между восшествием на тирский престол царя Хирама I Великого и основанием Карфагена Дидоной прошло сто пятьдесят пять лет и восемь месяцев[9][13][14][15]. На основании этих данных правление Итобаала I датируется первой половиной IX века до н. э., а в качестве более точных дат упоминаются различные периоды с 889 по 847 год до н. э. включительно[1][2][11][12][16][17][18].

В исторических источниках сообщается, что царь Тира Фелет был убит верховным жрецом богини Астарты Итобаалом. Убийца сам взошёл на царский престол, правил тридцать два года и умер, прожив шестьдесят восемь лет[К 1]. Преемником Итобаала I был его сын Баалезор II[3][19][20][21][22]. На основании ономастических исследований предполагается, что Итобаал I мог иметь родственные связи с династией тирских правителей, основанной Хирамом I Великим[17][23].

В «Иудейских древностях» сообщается о годичной засухе и вызванном ею голоде, поразившими Финикию при Итобаале I. Со ссылкой на Менандра Эфесского Иосиф Флавий утверждал, что засуха прекратилась только благодаря обрядам, совершённым тирским царём. Возможно, это может свидетельствовать о том, что и получив царскую власть Итобаал I продолжил оставаться верховным жрецом, совмещая светскую и религиозную власть над Тиром[1][19][21]. Однако так как в других древних источниках после восшествия на престол Итобаал I в качестве духовного лидера Тира не упоминается, он мог и сложить с себя жреческий сан[10].

В Библии Итобаал I назван не царём Тира, а правителем Сидона (3Цар. 16:31: «Ефваал, царь Сидонский»). Вероятно, в то время Тирское и Сидонское царства были объединены под властью этого монарха. Однако в относящихся к 870-м годам до н. э. ассирийских источниках Сидон упоминается как независимое от правителя Тира владение. Возможно, к тому времени власть Итобаала I на эти города уже не распространялась[1][21][24]. Однако позднее Тир и Сидон снова могли объединиться под властью Итобаала I и его ближайших преемников[11][19][22][25].