Итум-Кали — Шатили


Итум-Кали — Шатили — автодорога местного значения, проходящая в верховьях Аргунского ущелья от районного центра Итум-Кали до российско-грузинской границы. Участок от границы до грузинского села Шатили, протяжённостью 2 км, не достроен.

Аргунское ущелье с давних времён использовалось для контактов между чеченцами и грузинами. Согласно Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «В 1843 году один из самых храбрых и способных военачальников Шамиля, Ахверды-Магома, напал на Шатили с громадным скопищем чеченцев, требуя, чтобы хевсуры отложились от русских и подчинились Шамилю: шатильцы не только отбились от врага, но смертельно ранили Ахверды-Магому и убили 100 человек из его скопища, потеряв сами только 2-х человек»[1]. В советское время автодорога из Грозного доходила только до Итум-Кали. Строительство дороги от Итум-Кали к грузинской границе началось ещё в начале 1990-х годов, но было прекращено из-за начавшихся в боевых действий[2]. По утверждению нахской онлайн-газеты «Эрда», «…известно, что отцы завещали чеченцам строительство дороги в Гуьржи-мохк — Грузию. Это было обусловлено множеством различных факторов, в том числе и стратегической выгодой для чеченского народа.»[3][неавторитетный источник]

После подписания Хасавюртовских соглашений 1996 года, положивших конец Первой чеченской войне, ставшая де-факто независимым государством Чеченская Республика Ичкерия возобновила строительство этой дороги, приобретшей для неё, в условиях фактической полублокады со стороны России, стратегическое значение. Строительство участка до грузинской границы должно было предотвратить экономическую блокаду республики и на её строительство правительство ЧРИ не жалело средств. Дорога был проложена вдоль реки Аргун, во многих местах — путём направленных взрывов.[2]

В период между первой и второй чеченскими кампаниями вооружённые формирования ЧРИ сумели превратить более чем тридцатикилометровую тропу в ущелье реки Аргун в дорогу, проходимую для любого, в том числе и легкового, автотранспорта. Именно на строительстве этой дороги использовались десятки пленённых. По свидетельству командующего федеральной группировкой в Чечне генерала Г. Трошева, на строительстве дороги Итум-Кали — Шатили широко использовался труд рабов: «…был перерезан основной тогда канал поставок вооружения и боеприпасов по горной дороге Итум-Кали — Шатили, которую построили для боевиков под дулами автоматов сотни „рабов“ со всей России.»[4]