Йеуда бен Барзилай


Йеуда бен Барзилай из Барселоны[1] (Албарджелони) (также встречаются транскрипции Иегуда бен Барзилай Албар­дже­лони[2] и Иехуда бен Барзиллай ал-Барджелони[3]) (ивр. יהודה בן ברזילי הברצלוני‎) — каталонский талмудист и философ конца XI — начала XII века. Считается выдающимся галахистом[3] и ведущим еврейским деятелем Барселоны своего времени. Был одним из первых авторов, писавших философские сочинения на средневековом иврите. По мнению Давида Ноймарка и ряда других историков религии, комментарий Йеуды бен Барзилая на книгу «Сефер йецира» является наиболее ранним дошедшим до нас произведением в области средневековой каббалы.

Йеуда бен Барзилай происходил из очень знатной семьи, которая, возможно, вела свою родословную от одного из экзилархов, из-за чего его нередко называли «ха-Наси» («князь»)[4] — почётным титулом, который позже носили также и его потомки в Барселоне[5].

Достоверно неизвестно, кем были учителя Йеуды бен Барзилая. Выдающимся еврейским учёным предыдущего поколения родом из Барселоны был Исаак бен Реувен и, согласно ряду мнений, именно он был учителем Йеуды, но доказательств этого не найдено. Более того, Исаак бен Реувен покинул Барселону достаточно рано и поэтому сомнительно, что он мог успеть обучать Йеуду[2]. Также не вполне понятно, кого из законоучителей последующего поколения следует считать его учениками, но из ряда источников следует, что одним из них был Авраам бен Исаак из Нарбонны[6][7]. Достоверно известно, что Авраам бен Исаак лично знал Йеуду бен Барзилая и советовался с ним в трудных случаях[5].

Современником бен Барзилая был выдающийся учёный и философ Авраам бар-Хия. Сохранилось покаянное письмо, написанное бар-Хией и адресованное бен Барзилаю, в котором бар-Хия упоминает галахический спор касательно границ применения астрологических вычислений к планированию действий человека. Из письма можно понять, что Авраам бар-Хия пытался отложить свадьбу одного из своих учеников, поскольку звёзды показывали неблагоприятные предзнаменования, тогда как неназванный оппонент считал такой подход противоречащим закону, поскольку в Торе существует заповедь, запрещающая гадание: запрет, который этот оппонент распространял и на астрологию. Из письма не следует, что оппонентом бар-Хии был сам Йеуда бен Барзилай, который и сам хорошо разбирался в астрологии, и, возможно, он был адресатом письма, поскольку, с одной стороны, он был выдающимся законодателем Барселоны и, с другой стороны, мог понять доводы Авраама бар-Хии. При сравнении трудов обоих учёных можно обнаружить в них почти дословно повторяющиеся пассажи, хотя выяснить, кто из них заимствовал у кого, на данный момент не представляется возможным. Анализ комментариев бен Барзилая на Сефер йецира позволяет предположить, что он хорошо разбирался в разных областях наук, таких как астрономия, биология, анатомия и психология[8].