Йоа (яхта)


«Йоа» (норв. Gjøa) — первое в истории человечества судно, прошедшее Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента. Экспедиционное судно Р. Амундсена в 1903—1906 годах. После прибытия в Сан-Франциско яхта была выставлена для всеобщего обозрения, в 1972 году перемещена в Морской музей Осло. С 2013 года над судном построен защитный шатёр.

«Йоа» была построена для морского промысла в 1872 году по заказу Осбёрна Зекса, и стала пятым однотипным судном, сошедшим с верфи Кнюта Йоханнесена Скаале в Росендале. Одномачтовая яхта не имела вспомогательного двигателя, материал для её постройки был норвежским. Имя получила в честь жены первого владельца. Промысел обыкновенно вёлся в водах провинций Финнмарк и Нурланд, в 1874 году яхта ходила в Швецию и Ригу, перевозя рожь и сельдь[1]. «Йоа» имела отличные мореходные качества, а однажды её команда прошла из Бергена в Стамсунд за 67 часов, что, по-видимому, являлось рекордом для шлюпа. После затопления на мели у Кабельвога в 1882 году первый владелец избавился от судна, но продолжал следить за его судьбой и даже посвятил стихи Амундсену, вернувшемуся в 1906 году[2].

Повреждённая «Йоа» была доставлена для реконструкции в Нурланд. Там она была продана за 700 крон шкиперу Хансу Кристиану Йоханнесену. В 1884 году Йоханнесен совершил плавание в Карское море, а далее ежегодно ходил в Арктику на промысел сельди. В 1897 году «Йоа» побывала у восточного побережья Гренландии, а далее её экипаж был свидетелем отправления шведской экспедиции к Северному полюсу на воздушном шаре. В 1898 году Йоханнесен ходил на яхте на Новую Землю, откуда вернулся в Тромсё через Землю Франца-Иосифа и остров Белый[2]. В 1900 году «Йоа» использовали как судно снабжения российско-шведской экспедиции на Шпицберген[1].

В январе 1901 года Амундсен купил «Йоа» в Тромсё на 10 000 крон, занятых им у старшего брата Густава[3]. Судно находилось в отличном техническом состоянии, несмотря на то, что было «ровесником» полярника. Хотя «Йоа» по размерам значительно уступала судам, используемым предыдущими экспедициями, Амундсен полагал, что маленькая команда, получая ресурсы «от земли» (например, охотой), сможет лучше справиться с задачей прохождения Северо-Западным проходом, чем многолюдная экспедиция, подобная отряду Франклина. Поскольку совершенно отсутствовали данные о глубинах в проливах Канадского арктического архипелага, судно должно было иметь малую осадку и плоское днище. «Йоа» соответствовала всем этим требованиям. Немаловажным фактором сделки было и то, что Амундсен был стеснён в средствах[4].