Кабуз


Кабуз (англ. Caboose, тормозной вагон) — термин, используемый на железных дорогах Северной Америки для обозначения специальных вагонов, включаемых в конец грузового железнодорожного состава. Первоначально кабузы служили для размещения экипажа состава, который требовался для перевода стрелок, маневровых работ, наблюдения за грузом во время движения и небольшого ремонта и представлял собой платформу, с поставленной на неё кабиной[1].

Позже кабузы строились по образцу тормозных вагонов железных дорог Великобритании и стран Содружества. В этом случае вагоны выполняли также тормозную функцию для составов, не оснащённых системой торможения всех вагонов, и поддерживали натяжение винтовых стяжек.

Кабузы использовались в каждом грузовом составе до 1980-х годов, когда в требования к безопасности и к экипажу таких составов были внесены послабления. В настоящее время кабузы обычно используются в ремонтных составах, составах для перевозки опасных материалов и для составов исторических железных дорог.

Историк в области железных дорог Дэвид Джослин (англ. David L. Joslyn) полагает, что слово Caboose происходит от слова Kabhuse нижненемецкого диалекта, которое обозначает маленькую каюту, возведённую на главной палубе парусного судна. Это слово было перенесено в голландский язык в период около 1747 года, как Kabhuis, где оно фактически имело такое же значение, что и слово камбуз.

Во французских военно-морских документах 18 века слово камбуз (фр. cambose, camboose) также применяется для обозначения каюты для приготовления пищи и возможно отсюда это слово попало в английский язык. Через английских моряков слово попало в Северную Америку, во время Войны за независимость США. Известно, что в 1797, в соответствии с морской терминологией США, camboose называли печь для приготовления пищи на USS Constitution.

Самое раннее использование слова caboose в печати для обозначения вагона зафиксировано в судебных исках от 1859 против нью-йоркской и гарлемской железных дорог[2].