Кавальказелле, Джованни Баттиста


Джованни Баттиста Кавальказелле (итал. Giovanni Battista Cavalcaselle; 22 января 1819, Леньяго, провинция Верона — 31 октября 1897, Рим) — итальянский писатель, историк искусства, рисовальщик, теоретик реставрации и один из представителей оригинальной знатóческой методики атрибуции произведений изобразительного искусства.

Джованни Баттиста родился в семье Пьетро и Элизабетты Розина в городке Леньяго (Legnago), провинции Верона. Проучившись некоторое время на инженера, он поступил в Венецианскую академию изящных искусств (Accademia di Belle Arti di Venezia). Однако вскоре покинул Академию и, используя семейные средства, предназначенные для обучения, отправился в путешествия, сначала в Венето, а затем в остальную часть Италии. Пешком «за короткие дни, из одной деревни в другую, он посетил церкви, государственные и частные художественные галереи, дворцы и монастыри, открывая для себя бесконечное количество произведений искусства, которые он фиксировал в набросках, записных книжках или на разбросанных листах»[1]. Жизнь Квальказелле была бурной, а биография авантюристической[2].

В 1846 году через Трентино и Тироль Джованни Баттиста добрался до Мюнхена, где остался надолго. Затем он проехал по всей Германии, был в Дрездене, Лейпциге и Берлине. Когда в 1848 году он путешествовал по долине по Рейна в сторону Голландии или Бельгии, то получил известия об антиавстрийском восстании в Ломбардии и Венето. Он вернулся на родину и в Падуе записался в легион венецианских студентов-добровольцев. В Пьяченце (или Кремоне) он был арестован австрийцами и приговорен к смертной казни, но был спасён из-за приближения пьемонтских войск к городу. В 1850 году Квальказелле эмигрировал в Лондон, где жил на небольшие деньги, которые его родственники сумели отправить ему из Италии.

Ранее, в 1847 году, в Мюнхене Кавальказелле познакомился с английским журналистом и художником-любителем Джозефом Арчером Кроу, который рассказал ему о своём плане написать книгу о фламандской живописи. Приехав в Лондон, Кавальказелле нашёл в доме Кроу гостеприимство. Плодом совместного творчества Кроу и Кавальказелле стал ряд книг, которыми они положили начало систематической британской истории искусства. Первой совместной работой Кроу и Кавальказелле стала книга «Ранние фламандские живописцы» (англ. The Early Flemish Painters: Notices of their Lives and Works; Лондон, 1856). За ней последовали фундаментальная «Новая история живописи в Италии со II по XVI века» (англ. A New History of Painting in Italy from the Second to the Sixteenth Century; 1864—1871, 5 томов), биографии Тициана (англ. Titian: His Life and Times; 1877) и Рафаэля (англ. Raphael: His Life and Works; 1882—1885). Распределение работы между двумя авторами состояло, по-видимому, в том, что Кроу производил окончательную редактуру текста, основанного на идеях обоих авторов, а Кавальказелле, используя ранее сделанные им путевые зарисовки, выполнял в качестве иллюстраций гравюры на дереве[3].