Кавальканти, Альберто


Альбе́рто де Алме́йда Кавалька́нти (порт.-браз. Alberto Cavalcanti6 февраля 1897[1][2][…], Рио-де-Жанейро[3] — 23 августа 1982[1][2][…], XVI округ Парижа[3]) — кинорежиссер, сценарист, продюсер и художник.

Альберто Кавальканти родился в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в семье известного математика итальянского происхождения. В 1917-м в 18-летнем возрасте окончил Женевский университет, где изучал архитектуру и юриспруденцию. Приехав этого же года в Париж, приобщился к деятелям «Авангарда».

В 1922 году начал работать в кино как художник-декоратор у режиссёра Марселя Л'Эрбье — незаконченная лента «Воскресение», картины «Бесчеловечная» и «Покойный Маттиас Паскаль». В 1926 году дебютировал как режиссёр, поставив фильм «Только время», который имел принципиальное значение для киноавангардистив, и стал своего рода манифестом документализма в авангардном кино[6]. В первом же своем фильме Кавальканти в противовес всем другим доказывал, что и документальная картина окружающего мира также может служить материалом для экспериментов со временем и пространством, дав толчок особой разновидности документального кино — поэтическому документальному фильму.

А. Кавальканти, отмечая, что, в отличие от многих других сюрреалистов, никогда никаким другим искусством не занимался, то есть он был «сюрреалистом в кино», писал[6]:

Среди всех представителей Авангарда я, может быть, ближе всех к реализму. Но Авангард не был школой... как не был он и заранее определенным стилем; это был способ выражения нашего протеста против заснятого романа или в точности перенесенного на экран спектакля. Мы хотели и стремились создать язык киноизложения»

В 1934 году по приглашению английского режиссёра-документалиста Джона Грирсона переехал в Лондон, где работал продюсером и руководителем производства в возглавляемом Грирсоном кинообъединении GPO Film Unit. В 1945 году совместно с Б. Дирденом, Ч. Крайтоном и Р. Геймером поставил игровой фильм «Глубокой ночью», который в 1946 году получил приз Кинофестиваля в Локарно за лучший сценарий.