Кадар и када


Ка́дар и када́ (араб. قدر و قضاء‎ — судьба (рок) и приговор‎) — исламские термины, которыми обозначают предопределение всего сущего Аллахом. Согласно исламскому вероучению, Аллах принимает решение во всём и за всех, карая и милуя по своей воле. Все следующие за Аллахом существа имеют свободу воли. Только ангелы (малаика) лишены воли и беспрекословно подчиняются Богу[1].

Вера в предопределение Аллаха является одним из шести столпов имана, который обязателен для всех мусульман. В то же время все правоверные исламские богословы единогласны в том, что проблема и сущность Божественного предопределения не до конца может быть осознана человеческим разумом. Человеку не дано постичь Божественные атрибуты (сифат) и Его волю. На основании соответствующих хадисов пророка Мухаммада и отсутствия доказательной основы богословы рекомендовали не углубляться в суть этой проблемы[2].

Арабское слово кадар имеет много значений, в том числе «количество», «размер», «величину», «степень». В северо-западной семитской культуре термин означал «ограниченное пространство». В Коране этот термин обозначает «божественную предопределенность, распространяющуюся на все, что происходит в реальном мире, включая действия человека»[1]. Кадар употребляется в таких аятах Корана, как:

Слово када означает «приговор», «приказ» «судопроизводство» и употребляется в нескольких аятах Корана, например:

Развитие средневековой исламской мысли привело к возникновению различных воззрений по проблемам кадара и кады. Проблема предопределения стала одной из самых сложных проблем в каламе. Так как в Коране существуют как аяты, утверждающие тотальную зависимость человека от предначертания Аллаха, так и аяты, провозглашающие ответственность мусульманина за свои поступки, между различными школами средневекового калама велись бурные полемики по вопросам соотношения предопределения и человеческой воли[1]. Развивались различные философские школы, видными представителями которых были мутазилиты[2].

В связи с появившейся насущной необходимостью идеологического противодействия различным направлениям религиозно-философской мысли и сектам представители суннитского правоверия (ашариты и матуридиты) также начали вырабатывать свои концепции по вопросу о предопределении.