Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском


Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском — православный храм в районе Нагатинский Затон города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенском. Построен в середине XVII века. Относится к Даниловскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви. Входит в состав историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское».

Южный придел освящён в честь святого равноапостольного Аверкия Иерапольского, северный — великомученика Димитрия Солунского. Главная святыня — икона Божией Матери «Державная».

В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Есть все основания предполагать, что строительство деревянного храма было начато в 1649 году и окончено около 1650 года[1].

Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. Можно с уверенностью говорить, что к 1671 году именно каменный, сохранившийся до наших дней, Казанский храм уже был построен и освящён, действовал и переход к нему из царского дворца. С большой долей вероятности в качестве времени постройки кирпичного здания Казанского храма можно принять период с 1662 по 1670 год, а датой освящения храма полагать 27 ноября 1670 года[1].

Пётр Паламарчук в книге «Сорок сороков» утверждает, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани»[2] на месте более раннего деревянного храма[3].

Версии о более ранних сроках постройки первого Казанского храма на Государевом дворе при царе Михаиле Фёдоровиче, в 1630-х годах[4], равно как и другая версия церковного предания, которая гласит: «В 1610 г. тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче»[5] не находят своего подтверждения в авторитетных источниках, как минимум, ставятся под сомнение[1].