Казачья одежда


Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральское и т. п.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

Одежда казаков и казачек XVIII-го и начала XIX века подразделялась по географическому признаку на два типа: Нижнего (ныне юг Ростовской области) и Верхнего Дона (север и восток Ростовской области и запад Волгоградской области). Низовцы, жители Нижнего Дона, традиционно занимались лёгкими видами промыслов и были сильнее подвержены иностранному (польскому и восточному) влиянию, а потому одевались изысканно; в то время как верховцы — жители Верхнего Дона занимались преимущественно тяжёлым и изнурительным трудом, поэтому для их одежды была важна практичность и сдержанность. И нижнедонские, и верхнедонские казачки носили неширокие шаровары. Из тканей преимущественно использовалось сукно.

В целом казаки очень трепетно относились к самобытности своей одежды, так как рассматривали её как неотъемлемую часть своей самобытности. Реформы Петра I не коснулись одежды донских казаков, о чём атаман станицы Зимовейской (ныне станица Пугачёвская Волгоградской области) Савва Кочет благодарил государя в своём письме 1705 года: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится. Один надевается черкесом, другой — калмыком, иной в русское платье старинного покроя и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем. Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем»[2].