Мияль, Казимеж


Казимеж Ромуальд Мияль (пол. Kazimierz Romuald Mijal; 15 сентября 1910, Вилкув Первши28 января 2010, Варшава)[1] — польский коммунист, член ЦК ПОРП и правительства ПНР, сподвижник Болеслава Берута. Член сталинистской «фракции натолинцев». При Владиславе Гомулке выведен из партийно-государственного руководства. Создал ортодоксальную нелегальную компартию, бежал в ходжаистскую Албанию, затем в маоистский Китай. Вёл пропаганду против «ревизионизма», выступал за реставрацию сталинистского режима, проявлял антисемитизм. Несколько месяцев провёл в тюрьме при режиме генерала Ярузельского.

Родился в деревне гмины Блендов Гроецкого уезда Варшавской губернии Царства Польского. Работал банковским служащим, политическую деятельность начал в период нацистской оккупации. В 1942 году вступил в Польскую рабочую партию (ПРП). Был боевиком Гвардии Людовой, участвовал в экспроприациях. Выполнял функции секретаря Крайовой Рады Народовой.[2]

В январе—марте 1945 года Казимеж Мияль являлся уполномоченным новых властей в Лодзи, до 1947 года возглавлял администрацию Лодзи. В 1946 году получил несколько высоких государственных наград. В 1948—1950 годах — начальник канцелярии Болеслава Берута. В декабре 1948 года кооптирован в ЦК ПОРП.

С апреля 1950 года по ноябрь 1952 Мияль возглавлял министерство коммунального хозяйства в правительстве Юзефа Циранкевича. В 1952—1956 годах руководил аппаратом Совета министров ПНР. Затем до февраля 1957 года снова был министром коммунального хозяйства.

Казимеж Мияль принадлежал к окружению Берута и являлся влиятельным проводником сталинистской политики в Польше. Был одним из лидеров консервативной «фракции натолинцев», противостоящей реформаторской «фракции пулавян».

После прихода к власти Владислава Гомулки и некоторой либерализации режима многие «натолинцы», в том числе Мияль, были оттеснены от власти. С 1957 до 1964 года Мияль служил на второстепенных должностях в банковской системе. Критиковал Гомулку за «ревизионизм» выдвинутой им концепции «польского пути к социализму» — компромисс с костёлом, отказ от коллективизации, допущение политических дискуссий. Выступал за возврат к сталинизму, ориентировался на режим Энвера Ходжи в Албании. Постепенно всё более склонялся к китайскому маоизму.