Кайё Мару


«Кайё Мару» (яп. 開陽丸) — один из первых современных военных боевых кораблей Японии, фрегат, имевший как паровой двигатель, так и паруса. Он был построен в Нидерландах и принимал участие в войне Босин как часть военно-морского флота сёгуната Токугава, а затем в составе военно-морского флота Республики Эдзо. Затонул 15 ноября 1868 года у Эсаси, Хоккайдо, Япония[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10].

Корабль был заказан в 1863 году и построен на верфи «Корнелис Гипс и сыновья» в Дордрехте, Нидерланды, а спущен на воду в октябре 1866 г. Его строительство контролировалось японской военной миссией под руководством Утиды Масао и Акамацу Нориеси. На тот момент являлся крупнейшим деревянным судном, построенным в Голландии (он был 240 футов (73 м) в длину). Его строительство обошлось сёгуну в 831 200 гульденов[11]. Прибыл в Японию в 1867 году, незадолго до начала войны Босин.

Осенью 1868 года Кайё Мару был одним из семи кораблей, которые перевезли на остров Хоккайдо верные сёгуну войска и французского военного советника Жюля Брюне. Там они основали республику Эдзо и обратились к императору с просьбой сохранить на этом острове традиции самураев. В просьбе было отказано. Вскоре на Хоккайдо высадились 7000 имперских солдат, и после поражения в битве при Хакодатэ республика Эдзо перестала существовать.

В январе 1868 года «Кайо Мару» участвовал в морском сражении при Ава около Авадзи (остров, где он, «Банрю Мару» и «Хазуру Мару» сражались против «Касуга Мару», «Хо Мару» и «Хейун Мару» флота Сацума. Во время битвы «Хо Мару» был потоплен.

В конце января 1868 года «Кайе Мару», «Канрин Мару», «Хоо Мару» и пять других современных кораблей отправились на Хоккайдо под командованием адмирала Эномото Такеаки. С ними была горстка французских военных советников и их лидер Жюль Брюне. Находясь на Хоккайдо, они вошли в состав военно-морского флота недолговечной республики Эдзо, основанной Эномото Такеаки. «Кайо Мару» стал флагманом военно-морского флота республики Эдзо, но вскоре потерпел крушение у Эсаси, Хоккайдо, Япония, во время шторма 15 ноября 1868 года. Пароход «Синсоку» предпринял попытку спасения, но он тоже затонул.

В 1974 году, более чем через 100 лет после затопления, в гавани Эсаси было подтверждено существование судна «Кайё Мару». В последующем 1975 году было проведено одно из первых в Японии полномасштабных исследований подводных останков кораблей. В общей сложности было спасено около 30 000 артефактов, включая корабельное оборудование, оружие и предметы быта.